Найти и обезвредить. Биологи разработали наноматериал для экспресс-диагностики синегнойной палочки

14.05.19

Сотрудники лаборатории физического факультета МГУ совместно с немецкими учеными разработали наноматериал на базе кремния и наночастиц золота и серебра для ранней диагностики синегнойной палочки. Результаты исследования опубликованы в журнале Talanta.

У людей с ослабленным иммунитетом эта бактерия может стать причиной таких заболеваний, как менингит, бронхит, пневмония, отит, а также вызвать поражение органов желудочно-кишечного тракта. Быстрая и доступная диагностика синегнойной палочки, до сих пор актуальна в здравоохранении.

Обнаружить заразу в организме помогли характерные пигменты. Которые палочка выделяет в ходе своей жизнедеятельности для уничтожения других бактерий, при этом подавляя иммунитет человека. Ученые проверили эффективность метода на феназиновом пигменте — пиоцианине. Для этой цели, физикам пришлось разработать специальную «расческу» из кремниевых нанонитей, декорированных биметаллическими наночастицами из серебра и золота.

Мы показали, что разработанный нами наноматериал позволяет не просто быстро и точно обнаружить присутствие молекул пиоцианина, но и определить их концентрацию в мокроте, что крайне важно для идентификации стадии заболевания. В ближайшее время, SERS-активные биосенсоры будут исследованы на чувствительность и к другим микробиологическим объектам и биомолекулам. Например, как одно из потенциальных направлений, мы рассматриваем детектирование онкомаркеров

— рассказывают ученые

Следующей цель ученых станет подбор оптимальных структурных и оптических характеристик сенсоров для обнаружения химических веществ и биомолекул в ультрамалой концентрации.