На Дальнем Востоке создадут базу для лекарств будущего

04.10.19

Учёные ДВФУ и Университета Женевы создадут самую большую базу данных лекарственных молекул из наземных растений и глубоководных морских организмов Дальнего Востока России. Это необходимо для создания лекарств будущего.

Морские беспозвоночные организмы содержат лекарственные соединения, многие их которых обладают противоопухолевым эффектом. Просто выделить из морских организмов экстракт — недостаточно. С помощью созданной базы данных учёные смогут легко понять, какие именно вещества из экстрактов растений и глубоководных морских организмов обладают той или иной лекарственной активностью.

«Полученный из морского организма или наземного лекарственного растения экстракт обладает только предварительной ценностью. Необходимо проводить его дальнейшее фракционирование, выделить отдельные соединения. Проблема в том, что в экстракте очень много соединений. Сложно понять, какое из них обладает лекарственными свойствами» — объясняет  профессор Университета Женевы, заведующий лабораторией фармакологии природных соединений Департамента фармакологии и фармации Школы биомедицины ДВФУ Владимир Катанаев.

На Дальнем Востоке России уже готовятся к созданию биобанка, который будет содержать экстракты разных беспозвоночных, обитателей морских глубин.  Учёные хотят создать ресурс лекарственных молекул на столетие вперёд. В перспективе им смогут пользоваться учёные всего мира.

Первые экстракты морских организмов, собранных в экспедиции 2018 года к Командорским островам и берегам Чукотки, уже отправлены в Швейцарию. В Женеве экстракты были протестированы на активность против WNT-сигнального пути в клетках рака молочной железы трижды негативной формы. В ближайшее время будет создана молекулярная подпись содержащихся в разных фракциях экстрактов лекарственных соединений.