Мозг женщин молодеет во время беременности, выяснили ученые

17.10.19

Мозг беременной женщины работает, так  скажем, своеобразно. Это знают все. Норвежские ученые,  изучая сканы мозга более 12 тысяч женщин, были изумлены результатами. Оказывается, на МРТ мозг рожавших женщин в среднем выглядит моложе, чем у нерожавших. Хотя разница была невелика, всего несколько месяцев, нейросеть, используемая учеными, смогла определить, рожала женщина или нет, сравнив, как соотносились между собой ее биологический МРТ-возраст и хронологический. Работа опубликована в журнале Proceedings of National Academy of Sciences.

Адаптируясь под потребности плода, организм женщины экономит на ресурсах, в том числе на работе мозга. И у человека, и у других млекопитающих в период беременности притормаживается нейрогенез и снижается объем мозга. Затем организм восстанавливается. Но, предполагают ученые, эти изменения не проходят бесследно и сказываются на дальнейшей работе мозга, в том числе и на темпах старения.

Возможно, например, дело в смягчении иммунного ответа: во время беременности организму матери приходится регулировать активность иммунных клеток, чтобы не навредить плоду. Или же так может проявляться эффект стволовых клеток плода, которые поселяются в материнском кровотоке и красном костном мозге. А может быть, это следствие изменений в гормональном фоне в течение беременности и родов.

Впрочем, исследователи отмечают, что омолаживающий эффект постепенно снижается в зависимости от количества детей: после 5-го ребенка различия становятся менее выраженными.