Кожа на замену. Ученые усовершенствовали аналог искусственного эпидермиса

31.05.19

Ученые Сибирского федерального университета совместно с коллегами из Германии придумали, как улучшить качество мембран, используемых для изготовления аналога человеческой кожи. Технология поможет при лечении ожогов и трофических ран.

Каждый год почти 400 тысяч пациентов только в России, получают термические ожоги. У детей это одна из наиболее частых травм. Современная медицина научилась восстанавливать поврежденную кожу с помощью заместительной клеточной терапии. Сначала создаются специальные конструкции, на которых выращивают новые клетки кожи, постепенно образующие полноценную ткань, затем ее пересаживают пациенту. Искусственная кожа, как и настоящая, состоит из двух слоев – дермального и эпидермального. В основе дермального слоя лежит трехмерный матрикс, который служит каркасом для растущих клеток.

Для роста и правильного функционирования клеткам необходимо закрепиться на какой-либо поверхности. Поэтому они культивируются на специальных скаффолдах – трехмерных каркасах из биосовместимых материалов, а затем вместе с этими каркасами переносятся в организм человека, пострадавшего от ожогов или имеющего обширные, трудно заживающие раны. Но вот когда клетки приживаются в теле пациента и формируют новую ткань, подложка должна «уйти» – желательно, медленно раствориться, не отравляя при этом организм и не вызывая иммунного отторжения — рассказывает один из авторов исследования, доцент базовой кафедры биотехнологии СФУ Анатолий Бояндин.

Красноярские ученые придумали особую поверхность для выращивания искусственной кожи. Им удалось решить главную проблему — материал хорошо впитывает жидкость.

Нам нужно было повысить гидрофильность полигидроксибутиратных мембран. Для этого их обработали плазмой, полученной из чистого аммиака и чистого аргона, а также из смеси этих газов в разных пропорцияx… Во всех случаях мы заметили, что поверхность пленок существенно изменилась, обрела шероховатость и стала гидрофильной»

Разработка ученых позволит создавать различные изделия биомедицинского назначения, таких, как скаффолды для тканевой инженерии, кардиоваскулярные стенты, пародонтологические мембраны.