Корень проблемы. Найден ген, удаление которого может вылечить рассеянный склероз

6.06.19

Американские молекулярные биологи открыли ген, удаление которого заставляет вспомогательные клетки нервной ткани особенно активно восстанавливать «изоляцию» нейронов при ее повреждении, сообщает РИА Новости. Результаты исследования опубликованы в журнале Nature Communications.

Рассеянный склероз — болезнь нервной системы, при развитии которой иммунные клетки начинают атаковать оболочку нервных волокон, так называемый миелин. Без миелина нервы хуже проводят сигнал и начинают «замыкать», что приводит к разным последствиям от легкого онемения конечностей до паралича или слепоты.

Миелин вырабатывается не самими нервными клетками, а особыми вспомогательными тельцами. Существует два типа подобных «помощников» – олигодендроциты и леммоциты, так называемые шванновские клетки. Первые отвечают за восстановление «изоляции» нейронов мозга, а вторые – за починку аналогичных повреждений в оболочке периферийных нервных клеток.

Вспомогательные тельца, обитающие в мозге, специализировались на «упаковке» сразу нескольких аксонов, нервных окончаний, тогда как шванновские клетки выбирали и обрабатывали только одно из них. Эти различия, как предполагали исследователи, были главной причиной того, почему все попытки вылечить рассеянный склероз при помощи культур шванновских клеток закончились безрезультатно. Они просто не приживались в мозге крыс и других животных и не участвовали в починке повреждений.

Команда из медицинского университета штата Орегон в Портленде (США).что именно различается в работе олигодендроцитов и их периферийных «кузин», экспериментируя на рыбках, у которых был случайным образом повреждены различные гены, связанные с формированием нервной системы. Ученые заметили, что периферийные нервные клетки и мозг рыбок-зебр, у которых был поврежден ген fbxw7, имели заметно больше миелина, чем аналогичные части тела у других подопытных животных. Оказалось, что эта мутация необычным образом изменила то, как работают шванновские клетки. Фактически, они стали неотличимыми от олигодендроцитов по манере своего поведения – они перестали фокусироваться только на одном нервном окончании и начали обрабатывать сразу несколько аксонов. В результате этого выросла и масса, и толщина миелиновой оболочки у многих периферийных нервных клеток.

Как удаление гена fbxw7 влияет на шванновские клетки. Слева — обычные клекти. Справа — после удаления fbxw7

Раскрыв механизмы работы гена fbxw7, ученые перешли к экспериментам с мышами. Удаление данного участка ДНК интересным образом изменило их поведение – они стали менее подвижными и ловкими, а также более чувствительными к холоду, однако в целом они мало в чем отличались от остальных грызунов.

«Это полностью переворачивает наши представления о том, как работают шванновские клетки. Репертуар их действий оказался намного богаче, чем считалось в прошлом. Теперь мы знаем, что управление активностью гена fbxw7 поможет нам восстановить миелиновую оболочку нервов в мозге человека», — заявила Келли Монк (Kelly Monk) из медицинского университета штата Орегон в Портленде (США).