Контроль и надзор в образовании и науке будет осуществляться по-новому

18.10.19

Рособрнадзор представил новые подходы к контрольно-надзорной деятельности в сфере образования и науки в рамках новой модели, которую назвали «регуляторной гильотиной». Она должна заработать после того, как с 1 января 2021 года действующие нормативные правовые акты в этой сфере утратят силу.

Нововведения обсудили на заседании Общественного совета при Рособрнадзоре, которое прошло в Общественной палате РФ. Ключевыми элементами новой модели должны стать переход от формальных процедур контроля (когда проверяются данные на бумаге) к реальной оценке знаний, смещение акцентов от проверок и наказаний по фактам выявленных нарушений к проведению мониторингов и выработке рекомендаций по развитию. Предусматривается также профилактика нарушений, дифференциация подходов к регламентации контрольно-надзорной деятельности по видам и уровням образования, привлечение работодателей к мониторингу высшего и среднего специального образования.

Работа в рамках модели будет иметь два направления, сообщает пресс-служба Рособрнадзора. Это — модернизация процедур государственной регламентации образовательной деятельности (лицензирования, госаккредитации, федерального государственно контроля качества образования и надзора в сфере образования) и актуализация лицензионных требований к образовательной деятельности с учетом риск-ориентированного подхода и современного уровня технологического развития.

В новой модели разрешительной процедурой может остаться только лицензирование образовательной деятельности без госаккредитации, а государственный контроль и надзор трансформируется в единый вид контроля и надзора, который будет включать в себя как контроль соблюдения требований законодательства, так и контроль качества образования.

Модель «регуляторной гильотины» строится на уходе от проверок и наказаний как приоритетных задач к мониторингам и рекомендациям по развитию. При этом должны быть упразднены избыточные выездные контрольно-надзорные мероприятия, такие как выездные документарные проверки и экспертиза с выездом при проведении госаккредитации.

При выборе контрольно-надзорных мероприятий должен применяться риск-ориентированный подход, при котором образовательные организации будут подвергаться постоянному мониторингу для отнесения к одной из четырех категорий риска: низкий риск, умеренный риск (плановый контроль раз в 2-6 лет), значительный риск (плановый контроль раз в 1-4 года) и чрезвычайно высокий риск (плановый контроль 1-2 раза в год).

«Это первые подходы к новой модели контрольно-надзорной деятельности, они дискуссионные, в них пока заложены определенные развилки, различные пути решения имеющихся проблем. Часть из этих путей может оказаться непригодной, поэтому сейчас нам важно собрать все мнения», — подчеркнула начальник юридического отдела Федерального института оценки качества образования Дарья Аксенова.

Читать также:

Покрывая дефицит. Запущен конкурс для желающих руководить наукой и образованием

Образование и наука – в зоне особого внимания правительства

Нет комментариев