Клеточная сварка. Новый способ заживить хронические раны

Ученые из Бристольского университета разработали метод «сваривания» стволовых клеток, который позволит залечивать хронические раны. Результаты исследования опубликованы в журнале Nature Communications.

На первом этапе команда добавила в клеточную мембрану мезенхимальных стволовых клеток фермент тромбин, который участвует в заживлении ран. Затем их поместили в раствор, содержащий белок крови фибриноген. В результате клетки соединились в единую трехмерную структуру, которую можно использовать для тканевой инженерии.

Схематическое изображение образования гидрогеля фибрина (голубые волокна) из мембран мезенхимальных стволовых клеток человека, полученных из костного мозга.

«Одна из самых больших проблем в клеточной терапии — это необходимость защитить клетки от агрессивной среды после трансплантации. Мы разработали совершенно новую технологию, которая позволяет клеткам выращивать свой собственный искусственный внеклеточный матрикс, позволяя клеткам защищать себя и развиваться после трансплантации»

объясняет доцент кафедры биоматериалов Бристольского университета Адам Перриман.