Картина маслом? Радиоуглеродный метод поможет выявить подделку

5.06.19

Международная команда химиков под руководством профессора Детлефа Гюнтера из Швейцарской высшей технической школы Цюриха усовершенствовала технологию радиоуглеродного анализа и с ее помощью разоблачила подделку. Результаты исследования химиков  опубликованы в журнале Proceedings of the National Academy of Sciences.

Радиоуглеродный метод известен с 1940-х годов, но искусствоведы часто не соглашались проводить экспертизу таким способом из-за боязни испортить произведение, поскольку для анализа требовалось несколько десятков граммов краски с полотна. С появлением ускорительной масс-спектрометрии (AMS) и дальнейшей разработкой источников газовых ионов (GIS) стало возможным уменьшение размера образца до микрограммовых количеств углерода. Это позволило датировать отдельные слои краски в произведениях искусства.

Синим выделено место, откуда взяли образцы краски для анализа, масштаб участка на рисунке справа всего 5 мм. Источник: Proceedings of the National Academy of Sciences.

Для демонстрации возможностей радиоуглеродного анализа ученые выбрали одно из поддельных полотен «Сара Хонн» фальсификатора Роберта Троттера. Картина датирована  1866 годом.

Для анализа взяли небольшое количество волокон холста и 160 мг слоя краски. Холст картины действительно был произведен в XIX веке. А в качестве связующего вещества для красок Троттер использовал куриные яйца и животный клей, датировка  показала, что они как минимум на сто лет моложе. Красочный слой наносился в период с 1950-е по 1980-е годы.

Исследователи надеются, что их работа убедит искусствоведов активнее применять радиоуглеродный анализ для экспертизы.