Каникулы отменяются. Международная летняя политехническая школа распахнула виртуальные двери

 17.08.2020
Проще всего было объявить: «В связи с пандемией коронавируса Международная политехническая летняя школа — 2020 переносится на следующий год». Но, как ни пафосно это звучит, Санкт-Петербургский политехнический университет Петра Великого не привык сдавать достигнутые рубежи. В данном случае пафос как раз оправдан. Ректор вуза академик РАН Андрей Рудской напомнил корреспонденту «Поиска», что Политех — один из лидеров национального проекта «Образование» и федерального проекта «Экспорт образования». И если в рамках последнего предполагается ежегодное обучение как минимум 15 тысяч иностранных студентов в летних и зимних школах российских университетов, то СПбПУ в прошлом году принял на своих площадках более 1300 участников из 60 стран, которые учились на 35 программах (а начинали в 2012 году со 120 студентов и 8 образовательных модулей).
В этом году обстоятельства кардинально изменились. В Политехе до последнего надеялись на открытие границ, признается проректор по международной деятельности Дмитрий Арсеньев, но параллельно готовились сами и готовили потенциальных слушателей к виртуальному формату обучения. И в нужный момент оперативно перевели 20 программ летней школы в режим онлайн. Этот формат стал единственным выходом, а для многих иностранных студентов обернулся благом: стоимость онлайн-курсов летней школы значительно ниже, чем участие в живых программах; кроме того, не нужно тратить деньги на дорогу и питание. Таким образом, в ее орбиту удалось вовлечь тех, кто раньше по финансовым причинам не мог себе позволить поездку в Петербург.
Главной задачей было сохранить высокое качество образования. Что ж, по-прежнему в роли лекторов — ведущие профессора и эксперты из России, Австрии, Германии, Испании, Японии; как и в прошлые годы, заметную часть программы составляют практические занятия в группах — и удаленка этому не помеха, как не мешает она и приобщать участников к культурным ценностям Санкт-Петербурга. Для иностранных студентов проводят виртуальные туры по городу, транслируют балет, устраивают онлайн-викторины и вечеринки, позволяющие им больше узнать о России и лучше познакомиться друг с другом. Эта социокультурная составляющая очень важна, иначе школа будет мало чем отличаться от обычных дистанционных курсов. Правда, серьезным барьером для обучения и общения стали разные часовые пояса: когда на Дальнем Востоке утро, в Латинской Америке еще вечер. Тем не менее к программам по русскому языку и культуре, весьма популярным в Китае, подключились участники из Бразилии и Колумбии.
Неизменными остались семь векторов обучения: инженерные и естественные науки, информационные и цифровые технологии, гражданское строительство, энергетика, бизнес и экономика, Life Science и уже упомянутый русский язык и культура. Традиционно насыщен энергетический кластер: курсы по электро- и ядерной энергетике, турбомашиностроению, нефтяным и газовым технологиям плюс новинка сезона-2020 — «Цифровизация в энергетической промышленности». Организаторы приложили немало усилий, чтобы заменить реальное посещение предприятий, лабораторий и научных центров СПбПУ визитами в онлайн-формате. Но, судя по отзывам участников программ, старания не пропали даром.
— Мне давно хотелось понять, как далеко может зайти автоматизация индустрии. Поэтому понравились занятия, на которых мы получали практический опыт программирования небольших роботизированных станций. Вместе с преподавателями создавали клиентский сервис, обмениваясь сообщениями, словно сидим за одним столом. Было познавательно и весело! — поделился впечатлениями итальянский студент Альберико Антико, прошедший курс «Умное производство и цифровое будущее». По окончании школы его и других участников ждут сертификаты международного образца с ECTS-кредитами, которые они смогут использовать в домашнем университете.
В непростых условиях политехникам удалось запустить и несколько новых проектов. Так, дебютировала Международная летняя школа молодых ученых — International Graduate Summer School (IGSS), популярный мировой тренд, который большинство российских вузов пока даже не протестировали. По структуре это образовательные модули разного профиля, продолжительностью 1-2 недели, с прицелом на проектную деятельность. Политехники в этом году сосредоточились на полифотонике. Навыки проектирования и разработки оптических устройств обрели 14 слушателей из США, Эквадора, Ирана, Индии, Алжира и Армении. И вновь география участников показывает, сколь «широкозахватной» была приемная кампания в летнюю школу.
Еще одной российской премьерой стала образовательная программа по физике плазмы и управляемому термоядерному синтезу, которую СПбПУ и университет SOKENDAI (Япония) реализовали в сотрудничестве с Международным агентством по атомной энергии (МАГАТЭ). По итогам программы один из спикеров, эксперт МАГАТЭ доктор Маттео Барбарино (Италия) отметил ее значение для расширения сообщества образованных и квалифицированных ученых и инженеров, готовых к работе с международным экспериментальным термоядерным реактором ITER и его последующими модификациями. Он рекомендовал ее каждому молодому ученому, проявляющему интерес к этой тематике, учитывая значение термояда для будущей мировой энергетики.
— Для создания термоядерной электростанции необходимо развитие физики плазмы и применение целого ряда передовых технологий, что предполагает междисциплинарный подход, если угодно, сочетание разных способов мышления. Пандемия COVID-19 подвела нас к осознанию того, что этот синтетический образ мышления нужен уже сейчас. Летняя политехническая школа в виртуальном формате дает уникальный шанс оценить новый стиль обучения и международного сотрудничества, — поддержал коллегу соавтор образовательного модуля, профессор SOKENDAI Тамура Наоки.
А самым знаковым событием школы стала Неделя моделирования, которая уже более 30 лет проводится под эгидой Европейского консорциума математики в промышленности (ECMI). Ее «фишка» в том, что студенты под руководством опытных кураторов решают сугубо прикладные задачи. Даже освоение Марса здесь рассматривают с практических позиций. России предстояло впервые стать страной — хозяйкой Недели, и тут случилось то, что случилось, — пандемия. Но вызов был принят, зарубежные партнеры получили гарантии соблюдения международных стандартов, сработала и надежная репутация Санкт-Петербургского политехнического: Неделя состоялась в виртуальном формате. В ней участвовали 28 молодых ученых из Китая, Франции, Португалии, Италии, Сербии, Пакистана и других стран. По достоинству оценив финальные презентации команд, президент ECMI профессор Университета Коимбры (Португалия) Адерито Араужо порадовался тому, что удалось сохранить высокий содержательный уровень форума.
Занятия школы продолжаются и захватят начало сентября. Но уже сейчас ее масштаб внушает уважение: привлечено более 300 иностранных участников — не каждый российский вуз может похвастать такими цифрами и «в мирное время». У других наших вузов, решившихся на проведение летних школ вопреки пандемии, свой опыт, свои ноу-хау, которые необходимо обобщить и осмыслить министерству и университетскому сообществу.
Аркадий Соснов 

Нет комментариев