Найден способ восстановления сердечных клеток

07.09.19

Ученым удалось понять молекулярные механизмы, позволяющие восстанавливать поврежденные клетки сердца. Опыты на мышах проводили ученые Юго-Западного медицинского центра Техасского университета.

В случае сердечного приступа у человека погибают мышечные клетки сердца — кардиомициты. Образуется, так называемый, рубец и возникает сердечная недостаточность. Мышечные клетки сердца не восстанавливаются у человека. Но такая способность есть у мышат. В первые семь дней жизни они способны восстановить до 15% поврежденной ткани. Это открытие было сделано еще в 2011 году. Ученые все это время изучали эту уникальную способность. Какие механизмы запускают регенерацию и почему затем прекращается. Чтобы понять это, они определили транскриптом животного, то есть общее количество всех матричных РНК в геноме мыши. Они также проанализировали гистоны — белки, обнаруженные в ядре эукариотических клеток, которые помогают в упаковке ДНК.

«Изучая транскриптом, мы можем напрямую идентифицировать гены, которые экспрессируются во время регенерации сердца», —  поясняет Чжаонин Ван, ведущий автор статьи о последних исследованиях команды, опубликованной в Proceedings of the National Academy of Sciences.

Ученые выяснили, что гистоны, как и транскриптомы, влияют на молекулярную среду, участвующую в регенерации поврежденного сердца. Самую заметную роль в делении кардиомиоцитов, необходимом для успешной регенерации, играл белок CcL24, а кроме того, ученые обнаружили РНК-связывающий белок Igf2bp3.

«Мы определили CcL24 и Igfbp3 как ранее нехарактерные регуляторы пролиферации кардиомиоцитов, которые впоследствии можно будет использовать для терапии», — говорят ученые

Следующим шагом будет применение полученных знаний уже к человеческому сердцу. Ученые надеются, что открытие регенерации мышечной ткани уже в недалеком будущем спасет миллионы жизней.