Исследование: крысы, как и люди, эмпатичны, но помогают только своим

14.07.2021

Крысы испытывают сочувствие к своим сородичам, оказавшимся в беде, но воздерживаются от помощи тем, кто находится за пределами их социального круга. Как оказалось, спасение «своего» запускает в мозге центры мотивации и социального вознаграждения. Это первое доказательство общего биологического механизма, управляющего реакцией эмпатии у людей и крыс в ответ на страдания друзей. Отчет о проведенной работе опубликован в научном журнале eLife.

Чтобы изучить способность крыс к эмпатии, ученые поместили грызунов из разных клеток в одно пространство, в котором один из них попадал в ловушку. В процессе эксперимента ученые заметили, что большинство крыс довольно быстро научились освобождать своего товарища по клетке. И лишь немногие крысы приложили усилия, чтобы спасти незнакомца.

Исследователи изучили мозговую активность, связанную с поведением крыс в ситуации выбора, и обнаружили, что некоторые области мозга грызунов активируются в ответ на страдания любой крысы —  и знакомой, и не знакомой. Это означает, что грызуны способствовать чувствовать страдания другого животного независимо от того, знают они его или нет. Но дополнительные области мозга, связанные с поиском вознаграждения и позитивным социальным опытом, включались только тогда, когда в бедственном положении находился именно «свой».

Предыдущие исследования на людях показали, что сочувствие к другим членам своей группы вызывает желание им помочь. При этом человек может искренне сопереживать малознакомым людям, но вряд ли прийдет им на помощь. Ученые считают, что такое поведение может негативно отразиться на всем обществе в целом.

«Ради всеобщего блага и процветания должны сотрудничать разные группы людей, а не только знакомые — говорит автор исследования Инбал Бен-Ами Бартал, преподаватель Школы нейробиологии Сагол и факультета психологии Тель-Авивского университета (Израиль), — Понимание механизмов мозга, лежащих в основе таких предпочтений, имеет важное значение для того, чтобы изменить поведение человека».

Фото https://www.eurekalert.org/multimedia/pub/270485.php