Громче воды. Достигнут предел громкости для водной среды

21.05.19

Команда американских физиков из  Национальной ускорительной лаборатории SLAC и Стэнфордского университета воспроизвела самый громкий подводный звук. Результаты эксперимента опубликованы в Physical Review Fluids.

В теории сила звука в воде не может превышать 270 децибел. Исследователи подошли к этому барьеру на практике, разогрев тонкую струйку воды рентгеновским лазером установки Linac Coherent Light Source (LCLS). Под воздействием излучения жидкость мгновенно испарялась, порождая ударную волну с давлением до 24 мегапаскалей. За 20 миллисекунд она разрывала струю надвое расходилась в стороны порождая параллельные ударные волны, а в центре образовывался темный треугольный регион, заполненный пузырьками пара.

Образование и распространение ударной волны и темного региона
Источник: Physical Review Fluids

Наблюдая за скоростью распространения таких пузырьков и проведя необходимые расчеты, физики выяснили что сила звука там соответствует громкости в 268 децибел.

Для сравнения разговор на улице происходит с громкостью 55 децибел, динамики на рок-концерте выдают 150 децибел, а предел для воздуха — 194.