Эволюция под контролем. Ученые научились выращивать полезные вирусы

08.07.19

Исследователи из Университета Северной Каролины разработали новый инструмент, позволяющий ускорить производство лекарственных белков в клетках млекопитающих с нескольких недель до нескольких дней. Об этом говорится в статье, опубликованной в журнале Cell.

В природе факторы окружающей среды постоянно оказывают давление на формы жизни. Случайные мутации у некоторых особей дают преимущество, делая своих носителей более приспособленными для выживания и размножения. Полезные гены, образующиеся в результате, дают преимущество одних особей перед другими. Гены передаются по наследству, и в конечном итоге, становятся доминантными для вида в целом.

Люди научились копировать эволюционные процессы. Более того, ускорять их в несколько раз. Это направление получило название — направленная эволюция. Преднамеренно контролируя воздействие микробов на окружающую среду, ученые могут направить их на развитие определенных признаков. За открытие направленной эволюции Джордж Смит, Фрэнсис Арнольд и Грег Уинтер получили Нобелевскую премию по химии 2018 года.

Теперь исследователи создали систему VEGAS, которая позволяет ускорить процесс . Инструмент основан на способности вируса Синдбис, возбудителя Карельской лихорадки, быстро распространяться и мутировать. Исследователи заставили его выполнять определенную функцию в организме млекопитающих. А затем создали условия, в которых выживали только нужные мутировавшие вирусы.

В результате исследователям удалось заставить вирус в рекордно быстрые сроки, буквально за несколько дней вырабатывающие лекарство белки.