Что раскачивает климат. Ученые смоделировали глобальные процессы

21.06.19

Новый подход к предсказанию климата. Физики из Нижнего Новгорода предложили новый метод построения математической модели, которая в будущем поможет предсказывать изменения климата. Возможности метода были продемонстрированы путем анализа данных на протяжении последних 2,6 миллиона лет, полученным благодаря измерению содержания изотопа кислорода в донных отложениях по всему Земному шару. В этот период, называемый плейстоценом, произошло событие, известное как «Переход среднего плейстоцена» (ПСП): около 1.2 млн лет назад на Земле изменились климатические циклы. Их продолжительность  увеличилась в разы, равно как и перепады температуры на протяжении каждого из этих периодов. Циклы стали менее регулярными, при этом ледниковые фазы стали занимать большую их часть. Почему это произошло, попытались ответить исследователи. Работа опубликована в журнале Scientific Reports.

Нижегородским ученым удалось построить модель, воспроизводящую климатические циклы плейстоцена. Оказалось, основная причина «Перехода среднего плейстоцена» связана с нелинейными свойствами самой климатической системы, которые изменялись на протяжении десятков миллионов лет. В результате отклик климата на различные воздействия стал более сложным.

Выяснилось, что очень важную роль сыграли процессы, происходившие на коротких временных масштабах (столетних и тысячелетних), которые выглядят как случайный шум на фоне продолжительных ледниковых циклов. Эти процессы «раскачивали» климат плейстоцена, что, во-первых, способствовало климатическому переходу и, во-вторых, вовлекало климат Земли в затяжные циклы оледенения после перехода.

Желтыми кружками отмечены наиболее сильные оледенения, предшествующие резким потеплениям климата. Источник: Nature

Алгоритм, разработанный учеными, может использоваться как для изучения причин уже произошедших изменений, так и для прогноза будущего состояния климатической системы Земли.