Довели, паразиты! От кого страдали земледельцы древней Турции

03.06.19

Мы привыкли думать, что древние охотники были дикарями, а переход к земледелию, а потом и цивилизации принес им больше пищи и сделал жизнь лучше. Но последние археологические исследования показывают, что все было далеко не так гладко.

Жители первых городов на планете страдали от кишечных паразитов. К такому выводу пришли археологи Кембриджского университета, которые изучают жизнь поселения Чатал-Хююк в Анатолии, которое было основано 7100 лет назад, существовало до 5600 года до нашей эры и считается протогородом. Он был населен фермерами, которые выращивали пшеницу и ячмень, а также пасли овец и коз. Результаты исследования опубликованы на Phys.org.

Раскопки в Чатал-Хююке. Источник: Phys.org

«Мы предположили, что изменение в образе жизни от охотников собирателей к ранним фермерам  привело к аналогичному изменению типов заболеваний. Поскольку это поселение одно из крупнейших и наиболее густонаселенных в свое время, исследование в Чатал-Хююке помогает нам лучше понять этот процесс», — говорит руководитель исследования доктор Пирс Митчелл из археологического отдела Кембриджа.

Копролит найденный на раскопках в Чатал-Хююке. Источник: Phys.org

Туалеты изобрели только в четвертом тысячелетии до нашей эры в Месопотамии, на 3000 лет позже, чем период расцвета Чатал-Хююка. Считается, что люди, живущие там либо испражнялись на кучах мусора, либо выливали кувшины с фекалиями прямо на улицы. Специалисты изучили под микроскопом образцы копролитов (окаменевших фекалий), найденные в почве при раскопках и датированные 7100-6150 годами до нашей эры. Они также провели химический анализ на содержание желчной кислоты и органических соединений (например, стеринов), который показал, что копролиты имеют человеческое происхождение.

Микроскопические яйца кишечных паразитов обнаруженные в копролитах. Источник: Phys.org

При этом в двух копролитах обнаружены яйца власоглавов — круглых червей, которые поражают кишечник, где питаются кровью. Они глубоко внедряются в стенку кишечника, способствуя воспалению и интоксикации продуктами жизнедеятельности. Паразиты могут передаваться через загрязненную фекалиями воду и пищу, вызывают анемию, диарею, задержку роста и умственного развития у детей.

Теперь археологам нужно найти такой же биологический материал оставленный доисторическими охотниками, чтобы понять страдали ли они от кишечных паразитов или же это «городская» болезнь, которая стала следствием перемены образа жизни.