Бесплатное образование хотят вернуть. Эксклюзивный комментарий профессора ВШЭ

27.07.19

Сделать высшее образование полностью бесплатным в регионах, которые граничат с иностранными государствами. Эта инициатива зампреда комитета по образованию и науке Госдумы Бориса Чернышова вызвала широкий резонанс в сети.

По словам депутата, абитуриенты рассчитывают не только на более качественное высшее образование, но и на перспективу дальнейшего трудоустройства. Соответственно выбирая города, где уровень обучения выше, а качество жизни лучше.

Из этого Чернышов делает вывод: если образование в приграничных регионах будет бесплатным, это повысит его привлекательность. Настолько, что после завершения учебы выпускники останутся там работать. Это решит проблему оттока молодых кадров из отдаленных регионов.

Еще одно предложение депутата, изложенное в письме к министру образования Котюкову — увеличить квоту в вузах этих регионов для русскоговорящих иностранцев.

«Основная часть отучившейся молодежи вернется к себе домой, впитав в себя уважение к политическим идеям и культурным ценностям России, о которых они будут рассказывать у себя на родине, поднимая имидж нашей страны и формируя положительное общественное мнение», — полагает депутат.

Учиться бесплатно мечтает любой студент. Реально ли это в современных условиях? За комментарием редакция портала «Поиск» обратилась к известному российскому политологу, профессору департамента политической науки НИУ «Высшая школа экономики» Юлию Анатольевичу Нисневичу.

 — Юлий Анатольевич, что вы думаете по этому поводу? Бесплатное обучение — на первый взгляд звучит неплохо.

— Самого понятия «бесплатное обучение» не существует, это такая советская легенда, потому что все равно за обучение кто-то платит. Другой вопрос, что сам абитуриент может не платить, но за это мы с вами платим своими налогами.

Идея инициативы — давайте дадим денег учебным заведениям в приграничных регионах, чтобы они увеличили количество бюджетных мест. Следовательно, государственное финансирование этих университетов должно быть увеличено.

Но надо понимать, что сейчас мы имеем дело с другим поколением, то, что называется поколением z, а оно устроено немного по-другому, с более серьезным отношением к себе и своим поступкам. Для них важен вопрос не только бесплатности обучения, но прежде всего, его качества.

Непонятно, о каких регионах и о каких вузах идет речь. Кому нужно отдавать дополнительное финансирование, и насколько они в смысле качества образования привлекательны для абитуриентов. Конечно, есть у нас Университет имени Канта в Калининградской области, серьезное учебное заведение. Вот таким институтам если дать финансовую поддержку и расширить возможность принимать на бесплатные места, то наверное, количество людей на бесплатные места увеличится.

Но есть другая проблема. Очень важно, какая будет система отбора в приграничные университеты. Просто расширив места, которые оплачивает государство, мы можем получить, мягко говоря, не очень удачный контингент обучающихся. И результат будет никакой в итоге.

Будут ли студенты после окончания вузов оставаться в регионах?

— Это далеко не факт. Я недавно занимался такой статистикой по судейскому корпусу. Действительно, судьи, как правило, в большинстве своем остаются в тех регионах, где они и обучались. Но по всему ряду специальностей такого не будет происходить, потому что, помимо того, что мы должны дать образование, мы еще должны дать молодым людям рабочие места, которые их удовлетворят. И будут являться для них доминантой.

Вопрос в том, если мы даем возможность обучение за счет государства, сумеем ли при этом обеспечить рабочие места в этих регионах. Нельзя так: вот мы сейчас всех научим, а что они дальше будут делать?

Сегодня очень многие предприниматели, говорят про очень сложную работу с молодым поколением. Потому что если им что-то не нравится, они просто поворачиваются и уходят. Их не удерживает ни зарплата, ни рабочие места.

Но, с другой стороны, у нас есть другой очень любопытный опыт. Люди с Дальнего востока, чаще едут в центр России получать образование, чем люди из восточной Сибири. Знаете, чем это объясняется? Тем, что просто дешевле авиационные билеты. На самом деле можно получить прирост людей, которые будут поступать в региональные вузы, но даст ли это положительных результат — в этом я очень сильно сомневаюсь. Это надо решать комплексно.

Привлекательно ли образование в России для русскоговорящих иностранных студентов?

— Это особая категория, с ними очень тяжело работать. Потому что, как правило, это такой контингент, которым создают возможность учиться в российский вузах тем, кого мы раньше называли ближним зарубежьем. Среди них встречаются талантливые, трудоспособные люди, то что у нас называется словом «льготники». Но бывает и так — они получили льготу, возможность обучаться в Российских институтах, а дальше — хоть трава ни расти. И, к сожалению, это плохо отражается на учебной дисциплине.

С другой стороны, а есть ли престижность для иностранных студентов поступать в российские вузы? Я не вижу особо каких-то людей, которые приезжают к нам учиться. Это, как правило, либо аспиранты, которые занимаются Россией, российской политикой, тогда им интересно приехать в Россию.

К сожалению, до сих пор наше российское образование, наши учебные заведения невысоко котируются. Мало кто знает, но в государственных университетах Германии, Франции, Испании, Италии студенты за обучение не платят. С точки зрения качества и престижности образования конкуренцию мы им вряд ли составим. Так что это больше популистское заявление, чем реально просчитанная ситуация.

Андрей Горбачев

Нет комментариев