Бенну в гневе. Астероид извергает облака пыли

Такого прежде за астероидами не наблюдалось. Об этом сообщает Science News.

С тех пор как космический корабль NASA OSIRIS-REx достиг Бенну в декабре прошлого года, пылевые плюмажи с поверхности этого околоземного астероида были выброшены в космос 11 раз, однако часть пыли была захвачена на орбиту небесного тела.

Мы, определенно, не ожидали увидеть такое и, возможно, на Бенну столкнулись с новым для науки видом астероидной активности,

— сказал в комментарии Science News научный руководитель миссии OSIRIS-REx Данте Лауретта из Аризонского университета в Тусоне. Но наряду с этим открытием с Бенну получены и озадачивающие астрономов данные. Главная цель аппарата OSIRIS-REx — собрать в течение 2020 года с астероида образцы пыли и вернуть их на Землю в 2023-м для последующего анализа. Ученые надеются, что покрытый валунам и богатый водой астероид поможет прояснить происхождение жизни в Солнечной системе. Но работа может оказаться непростой. В серии публикаций, представленных в недавнем номере Nature, группа ученых, анализирующих данные OSIRIS-REx, сообщает о том, что каменистое небесное тело – это буквально «минное поле булыжников, которые настолько велики, что могут затруднить навигацию космического корабля». «Не то чтобы это было полной неожиданностью, но создает больше трудностей, чем предполагалось», — сказал планетолог Даниэлла Делла-Джустина также из Аризонского университета.

Происхождение пылевых плюмажей на Бенну учеными пока не объяснено. Одна из выдвигаемых авторами исследования идей предполагает нахождение под поверхностью астероида газов, которые улетучиваются из каменистого тела по мере его нагревания Солнцем и выталкивают вместе с собой шлейфы пыли. Если так, то, по мнению ученых, Бенну должен был попасть в околоземное пространство относительно недавно, хотя и не ясно, когда именно. Поскольку астероид, скорее всего, возник далеко от Солнца, в поясе между Марсом и Юпитером, он, вероятно, должен был утратить летучие вещества, проходя внутреннюю область Солнечной системы давным-давно. Лауретта с коллегами не считают, что пыль Бенну может представлять угрозу для космического аппарата, а вот поверхность астероида — да. Поэтому для корабля была запланирована короткая посадка на 50-метровом участке, где его пылесосообразный прибор соберет частицы диаметром не больше двух сантиметров. Но на поверхности Бенну свободного от валунов участка такого размера не видно. Есть 20-метровый кусочек, и сейчас ученые работают над тем, чтобы скорректировать планы для зах­вата образцов оттуда.