Биологи выяснили, что бактерии умеют менять свою форму, чтобы бороться с антибиотиками

2.10.19

Борьба бактерий с антибиотиками идет постоянно с переменным успехом. И не факт, что человечество выиграет войну. По крайней мере, Всемирная организация здравоохранения предупреждает — к 2050 году может случиться массовая пандемия, вызванная бактериями с устойчивостью к антибиотикам.

У бактерий есть несколько способов защиты от нападений. Они могут вымывать антибиотики из своего тела, начать быстро размножаться или способны разрушать ферменты антибиотиков.

А еще есть бактерии, которые обладают защитной мембраной, через которую не могут проникнуть лекарства. Ученые из Университета Ньюкасла обнаружили бактерии, при защите меняющие форму и разрушающие свою оболочку. И все это для того, чтобы их не опознали антибиотики. Биологи изучили этот хитрый  механизм, пишет New Atlas.

«Представьте, что клеточная стена похожа на бактерии, одетые в высококачественную куртку. Это дает им правильную форму, делает их сильными и защищает, но также делает их очень заметными — особенно для иммунной системы человека и антибиотиков, таких как пенициллин — рассказывает доктор Катаржина Мицкевич.

После сбрасывания оболочки, бактерии становятся практически невидимыми для иммунной системы. Биологи наблюдали за процессом, используя флуоресцентные зонды, которые могут выявлять бактериальную ДНК в качестве маркеров.

Бактерии от повторяющихся инфекций мочевыводящих путей поместили в лабораторную посуду с высокой концентрацией сахара. Затем добавили в смесь пенициллин, который разрушает стенки бактерий. Под этой атакой, бактерии стали менять свою форму и даже сбрасывать бактериальную стенку. То есть приспосабливаться к нападению или по научному — переключать свою L-форму.