Молодые томские ученые отправятся в арктическую экспедицию

Из Архангельска 1 октября в рейс отправляется научно-исследовательское судно «Академик Мстислав Келдыш». Руководить арктической экспедицией вновь будет член-корреспондент РАН, заведующий лабораторией арктических исследований Тихоокеанского океанологического института им. В.И. Ильичева ДВО РАН, профессор отделения геологии ТПУ Игорь Семилетов. В состав научно-исследовательского коллектива экспедиции войдут молодые ученые ТПУ — сотрудники, студенты и аспиранты.

В ТПУ под руководством профессора Игоря Семилетова ведется масштабный научный проект «Сибирский арктический шельф как источник парниковых газов планетарной значимости: количественная оценка потоков и выявление возможных экологических и климатических последствий». Исследовать арктические моря политехники начали еще в 2014 году, когда выиграли мегагрант Правительства РФ и вступили в крупную международную исследовательскую группу по изучению последствий деградации мерзлоты в Восточной Арктике.

Сегодня научное направление быстро развивается уже на базе ТПУ: молодые ученые регулярно выигрывают гранты Российского научного фонда, гранты Президента Российской Федерации, а участие научной группы в морских экспедициях ежегодно проходит при поддержке ТПУ.

Основная теория ученых заключается в том, что из-за таяния подводной мерзлоты происходят крупные выбросы парникового газа метана в атмосферу Земли. Эти выбросы могут оказывать существенное влияние на климатические изменения планетарного масштаба. Для подтверждения этой теории был проведен целый ряд комплексных экспедиций в арктические моря России.

В этот раз ученые продолжат работу в морях Арктики — Карском, Восточно-Сибирском и море Лаптевых. Политехники будут находиться на судне «Академик Мстислав Келдыш» в течение 33 дней.

«В экспедиции примут участие семь представителей Томского политехнического университета. Новичков среди них нет — каждый хотя бы раз бывал в Арктике. Они будут заниматься отбором проб воды для изучения гидрохимического состава и донного осадка для изучения особенностей минералогии, геохимии и литологии», — говорит доцент отделения геологии ИШПР ТПУ Алексей Рубан.

По словам ученых, изучение влияния разрушения подводной и наземной мерзлоты на современный цикл углерода — это очень сложная исследовательская задача, которая объединяет ведущие научные группы из ряда российских и зарубежных университетов, работающие по разным направлениям: геология, геофизика, геохимия, гидрохимия, микробиология. Приоритетное направление для коллектива ТПУ — геохимия. При этом индивидуальные научные задачи у всех молодых ученых разные, но в дальнейшем они дополняют и усиливают друг друга.

«Ребята исследуют механизмы переноса и преобразования наземного углерода на шельфе по мере его высвобождения из прибрежных мерзлотных толщ, изучают особенности поведения химических элементов и процессы минералообразования в зонах выхода метана, сравнивают гидрохимические обстановки в различных районах восточно-арктических морей. Решение всех этих задач в конечном итоге будет способствовать формированию уточненной модели баланса парниковых газов в Арктическом регионе — одной из наиболее актуальных проблем современного естествознания», — поясняет доцент отделения геологии ТПУ Елена Гершелис.

Среди участников исследовательской экспедиции: Юлия Моисеева, Андрей Гринько, Дарья Пургина, Наталина Полтавская, Елизавета Клеванцева, Яков Милевский, Сергей Пластун. Это студенты, аспиранты и научные сотрудники ИШПР ТПУ. Выполнять исследовательские задачи они будут в отрядах биогидрохимии и экологии, газогеохимии, литодинамики и биогеохимии придонного слоя, изотопной геохимии.

Также в экспедиции примут участие представители МГУ, Тихоокеанского океанологического института имени В.И. Ильичева ДВО РАН, Института океанологии РАН, Геологического института РАН, Сколковского института науки и технологии.

Пресс-служба Томского политехнического университета