Ученые предложили бороться с вирусами с помощью смолы

Усложнение ситуации в мире с появлением и стремительным распространением новых вирусных инфекций побуждает исследователей проводить поиск потенциальных противовирусных и защитных средств слизистых оболочек среди различных природных объектов, например, растительного сырья, его отдельных компонентов и их химической модификации. Ученые Санкт-Петербургского политехнического университета Петра Великого (СПбПУ) совместно с коллегами из НИИ гриппа имени А.А. Смородинцева в своем исследовании подтвердили возможность использования производных смоляной кислоты при разработке лекарств. Результаты исследования представлены в статье в научном журнале “Molecules” (издательства MDPI).

Благодаря своей структуре смоляные кислоты являются ценным сырьем природного происхождения для синтеза различных биологически активных веществ.

«Наша научная группа осуществляет разработку способов получения фармакологических веществ из природного растительного сырья с использованием  современные достижений в области фитохимии, комбинаторной химии и биомедицины. Также мы разрабатываем программные методы прогнозной оценки способов адресной доставки препаратов», – отмечает Лариса Попова, профессор Высшей школы биотехнологий и пищевых производств СПбПУ.

Ученые выяснили, что соединения смоляных кислот влияют на разветвление жирных кислот в клеточной стенке бактерий, что приводит к разрушению стенки бактериальной клетки. Кроме того, исследователи определили, что что одна из представителей смоляных кислот (абиетиновая кислота) оказывает разрушающее воздействие на злокачественные опухолевые клетки в носоглотке.

В своей работе исследователи применяли веб-инструменты SwissADME и SwissTargetPrediction для вычисления ключевых физико-химических, фармакокинетических параметров для одной или нескольких молекул смоляных кислот.

В качестве тестового вируса для скрининга был выбран вирус гриппа A/California/7/09 (H1N1pdm09), который является актуальным на протяжении нескольких эпидемических сезонов и устойчив к препаратам адамантанового ряда. Оценку противовирусного действия производных смоляняных кислот проводили на клеточной культуре A549 по лечебной схеме: сначала инфицировали клетки вирусом гриппа в различных дозах, далее спустя 2,5 часа стимулировали исследуемыми препаратами. Расчет PASS online показал, все производные смоляных кислот и их калиевые соли обладают высоким протекторным действием для слизистых оболочек и способны проявлять противовирусную активность в отношении вируса гриппа.

Лариса Попова добавляет: «Цель нашего проекта − использования производных смоляных кислот, как платформы для создания эффективных лекарственных средств и формирования резистентности организма к воздействию инфекций с использованием цифровых технологий».

В планах научной группы продолжить изучение противовирусной и антимикробной активности в ряду объектов природного происхождения, в частности, ди- и тритерпенов.

Медиа-центр СПбПУ