Экспедиция на пароходе «Челюскин». История, спасение, значен...
Освоение северных морей, лежащих вдоль русских берегов, шло на протяжении столетий. И с этой целью были предприняты десятки экспедиций. Едва ли не самой известной из них стал легендарный рейс парохода «Челюскин».
Кто такой Челюскин?
Человек, имя которого было дано знаменитому пароходу, и сам по себе легенда. Полярный мореплаватель и флотский офицер Семен Челюскин был одним из руководителей Великой Северной экспедиции 1733-1743 гг. Экспедиция состояла из ряда плаваний вдоль арктического побережья Сибири, во время которых Семен Челюскин занимался исследованиями и описаниями побережья. После того как судно «Якутск» затонуло во льдах недалеко от Таймыра, Семен Иванович организовал переход своих людей к находившемуся в нескольких сотнях верст населенному пункту и сохранил почти весь экипаж.
В честь Челюскина назвали открытую им самую северную точку континентальной Евразии – мыс Челюскин и северную часть исследованного им полуострова Таймыр.
Кто первым проложил Северный морской путь?
Северный морской путь идет от Европейской части России до Дальнего Востока. Точнее – от Карского пролива, находящегося между Баренцевым и Карским морями, и до мыса Дежнева в Беринговом проливе. Маршрут пролегает через четыре моря: Карское, Лаптевых, Восточно-Сибирское и Чукотское, плавание по которым осуществлялось издавна.
Плавали там и средневековые новгородские купцы, и отменные мореходы – поморы, и путешественник XVII века казачий атаман Семен Дежнёв. Русские ученые Михаил Ломоносов и Дмитрий Менделеев писали о важности северного мореплавания, а полярные исследователи – адмирал Фердинанд Врангель и норвежский океанограф, будущий нобелевский лауреат Фритьоф Нансен – совершали сложные переходы.
Впервые весь путь в конце 1870-х годов прошла с запада на восток экспедиция шведского геолога, географа и мореплавателя Адольфа Норденшёльда на судне «Вега». Однако ей не хватило совсем немного времени, чтобы завершить поход за одну навигацию. А в 1910-1915 годах первая уже российская экспедиция, которой руководил исследователь Арктики Борис Вилькицкий, на ледокольных пароходах «Таймыр» и «Вайгач» совершила первое же сквозное плавание из Владивостока в Архангельск. В годы Гражданской войны один из вождей Белого движения Верховный правитель России адмирал Александр Колчак, еще в молодости участвовавший в полярных экспедициях, учредил при своем правительстве Комитет Северного морского пути. Входившие в Комитет специалисты по освоению Арктики продолжили свою работу и при установившейся в Сибири Советской власти.
Новая власть стремилась к впечатляющим достижениям и грандиозным проектам. И очень умело опиралась в этом стремлении на организаторов- пассионариев – людей, готовых воплощать новые проекты и идеи с подлинной страстью и кипучей энергией. Одним из таких пассионариев был и Отто Юльевич Шмидт, будущий руководитель экспедиции, отправившейся по Северному морскому пути на пароходе «Челюскин». «Дайте нам такую экспедицию, и мы докажем, что мы, вооруженные современными знаниями, мощной современной техникой, страстностью в исканиях, настойчивостью и непоколебимой верой в благороднейшее дело, сможем пройти из океана в океан, и так пройти, как никто до нас еще не ходил», – так писало он об экспедиции своей мечты.
Кто такой Отто Шмидт?
К тому времени, когда в жизнь Шмидта вошла Арктика, он окончил физико-математический факультет Киевского университета, стал приват-доцентом, доказал теорему, которая получила название Крулля-Шмидта, и опубликовал монографию «Абстрактная теория групп» – первый труд по данному вопросу. После Октябрьской революции Шмидт поработал в Народных комиссариатах – продовольствия и образования, стал профессором математики в Московском государственном университете и возглавил там кафедру алгебры. Вдохновенным просветителем и умелым организатором он проявил себя, будучи директором Государственного издательства, а затем – одним из основателей и главным редактором Большой советской энциклопедии. В 1928 году Шмидт в составе советско-германской экспедиции отправился на Памир. А следующим его маршрутом стало Заполярье.
Советская власть, стремившаяся утвердиться там на землях, заявленных русскими владениями еще при царском правительстве, приступила к их хозяйственному освоению. В 1929 году Совнарком принял решение построить на Земле Франца-Иосифа самую северную в мире полярную станцию. Начальником экспедиции на пароходе ледокольного типа «Георгий Седов» с полномочиями правительственного комиссара на новых территориях назначили Шмидта, а капитаном судна – Владимира Воронина.
На следующий год «Седов», экспедицией которого руководили Шмидт и полярный исследователь Владимир Визе, совершил еще одно плавание к Земле Франца-Иосифа.
Спустя еще три года, в 1932-м, Шмидт вновь совместно с Визе возглавил северную экспедицию, теперь уже на другом ледокольном пароходе – «Александр Сибиряков». «Мы сделаем попытку пройти без зимовки, – писал Шмидт, – и этим доказать, что Северный морской путь имеет не только научное, но непосредственно хозяйственное значение». Плавание сопровождалось рядом опасных «приключений», но, в конце концов «Сибиряков» был подхвачен буксиром и благополучно добрался до места назначения, впервые пройдя от Архангельска до Петропавловска-Камчатского за одну навигацию.
Какие цели были у плавания парохода «Челюскин»?
После успешного завершения похода на «Серебрякове» Шмидт был назначен начальником организованного тогда же Главного управления Северного морского пути. Задачей Управления было «проложить окончательно морской путь от Белого моря до Берингова пролива, оборудовать этот путь, держать его в исправном состоянии и обеспечить безопасность плавания по этому пути».
Новый арктический поход, который предстояло осуществить в навигацию 1933 года, снаряжали в срочном порядке. Цели плаваний были как научные, так и хозяйственные. По словам Шмидта, назначенного начальником экспедиции, ее задачей было «сменить зимовщиков острова Врангеля и расширить станцию… Надо было укрепить и продолжить опыт плавания «Сибирякова», изучив ряд недостаточно известных участков моря». Кроме того, планировалось «наконец, проверить, в каких пределах возможно плавание на Севере грузовых пароходов – не ледоколов и каким-то образом организовать совместную работу этих пароходов и ледоколов на всем пути». То есть предстояло выяснить, можно ли сделать рейсы грузопассажирских судов типа «Седова, «Сибирякова», «Челюскина» по арктическим морям регулярными и возить там в навигацию людей и грузы с сопровождением ледоколом на определенных участках трассы.
Как готовили экспедицию на пароходе «Челюскин»?
Незадолго до описываемых событий на датских верфях по заказу Наркомвода построили судно, на котором собирались возить людей и грузы между устьем реки Лены и Владивостоком. Имя корабль получил соответствующее – «Лена». Шмидт добился того, чтобы «Лену» передали ему. Полученное судно переименовали в «Челюскин».
Корабль представлял собой грузопассажирский пароход ледокольного типа, оснащенный форштевнем особой конструкции и укрепленный «для навигации во льдах». Однако капитан Петерис Бейзас, который привел судно из Дании, отказался от дальнейшего командования им. Долго не соглашался взять на себя обязанности капитана и потомственный моряк, происходивший из поморов, Владимир Воронин. «Челюскин», по его словам, «совсем не подходил по своей крепости, а также по своим морским качествам для самостоятельного ледового плавания». «Я знаю, что меня ждет, – записал Воронин в дневнике, – как мне будет трудно вести это суденышко…». Экспедиция «Сибирякова» показала уязвимость таких судов в сложных льдах.
Не только параметры судна, но и та спешка, с которой организовывалось столь трудное плавание, несомненно, были факторами риска. Но тогдашний политический «курс на достижения успехов» требовал ими пренебречь. Шмидту предписывалось выполнять приказы, и он сполна проявил свои недюжинные организаторские способности: подготовка сложной экспедиции завершилась в рекордно короткие сроки.
Кто и когда отправился в плавание на пароходе «Челюскин»?
Всего в путешествие отправлялись 112 человек, из которых 38 уже имели опыт хождения на судах в Арктике, в том числе 19 – на пароходе «Сибиряков». Шмидт собрал крепкие научные кадры. В экспедиции участвовал гидробиолог и океанограф Петр Ширшов, в будущем один из героев-папанинцев, работавших на первой в мире полярной научно-исследовательской дрейфующей станции, позднее организатор и директор Института океанологии Академии наук, министр морского флота СССР. Ширшов уже имел опыт руководства арктическими исследованиями, которые должен был продолжить на «Челюскине». Научный персонал состоял также из физика, геодезистов-гидрографов, аэролога, гидрохимика и зоологов. Связь судна с Большой землей осуществлял Эрнст Кренкель, еще один будущий папанинец, известный тем, что в 1927 году впервые применил радиосвязь на коротких волнах в Арктике.
Также «Челюскин» вез на остров Врангеля зимовщиков и строителей. Среди плывших на пароходе было 10 женщин и годовалая дочь будущего начальника зимовки. (Прим. ред.: Еще один ребенок, девочка Карина, родился у другой семьи зимовщиков уже во время плавания). Для освещения «челюскинского» похода на борту находились корреспонденты и кинооператоры.
Из Ленинграда (прим.ред.: ныне Санкт-Петербург) «Челюскин» провожали торжественно, при большом стечении народа. 10 августа 1933 года пароход вышел из порта Мурманска.
Как проходило плавание на пароходе «Челюскин»?
Первую половину пути экспедиция прошла без особых проблем, если не считать того, что судно побило льдинами, а в начале плавания даже возникла течь в трюме. Капитан даже хотел вернуться в порт, но повреждение удалось устранить самим. В Карском море вызвали на помощь ледокол «Красин». Он провел «Челюскин» через льды и уплыл помогать другим судам. Пароход продолжил движение в одиночку. И в Восточно-Сибирском море, пробираясь между тяжелыми льдами, получил более серьезное повреждения, отчего усилилась течь. «Как трудно идти среди льдов на слабом “Челюскине”, к тому же плохо слушающемся руля», – записал Воронин.
Но настоящие трудности ждали путешественников ближе к Чукотскому морю и в нем самом. Высадить зимовщиков на остров Врангеля не удалось: в начале 20-х чисел сентября судно зажало неподвижным льдом у побережья острова Колючин – в том же районе, где годом ранее потерял гребной винт пароход «Сибиряков». Добравшиеся до «Челюскина» чукчи на собачьих упряжках увезли на Большую землю несколько человек, прежде всего заболевших. От места вынужденной остановки до Берингова пролива, в котором заканчивается Северный морской путь, пароходу оставалось пройти совсем немного. Команда скалывала лед вручную и подрывала ледяной панцирь при помощи аммонала, чтобы освободить «Челюскин». Наконец он двинулся с места и поплыл, дрейфуя вместе с льдиной и то продвигаясь вперед, то возвращаясь, проходя по несколько раз мимо одних и тех же мест.
4 ноября дрейфующее судно вошло в Берингов пролив. Северный морской путь, хоть на последнем отрезке и по воле стихий, но был пройден. До «чистой воды» оставались считанные мили. Но радость оказалась недолгой: вмерзший в плавучую льдину пароход застрял между мысом Дежнёва и островом Диомида, а затем «Челюскин» течением буквально выбросило из пролива обратно в Чукотское море – на простор Северного Ледовитого океана…
Как погиб пароход «Челюскин»?
Вскоре помощь «Челюскину» предложил совершавший неподалеку свое плавание ледокол «Литке». Но поскольку сам «Литке» находился не в лучшем виде, сначала Воронин, а потом и Шмидт отказались от его помощи. Вскоре все-таки пришлось ее запросить, и ледокол направился к пароходу, но когда расстояние между ними составляло всего 20 миль, стало понятно, что «спасатель» того и гляди не выдержит. 17 ноября на срочно собранном челюскинцами совещании «Литке» решили «отпустить». «Челюскин» дрейфовал еще некоторое время, пока льды окончательно не сковали его. Решили перезимовать, а весной выходить на чистую воду.
Жизнь на скованном льдом корабле шла своим чередом и на первый взгляд выглядела вполне благополучно. Но смертельная опасность висела над всеми, кто находился на нем. Гидробиолог Петр Ширшов отметил в своих записках: «Любопытная у нас зимовка! Живем в теплых каютах, спим в уютных койках, работаем, читаем, болтаем, о чем придется, и понемножку ждем, когда опять завизжит и заскрипит кругом и со страшной силой навалится на борта корабля. В пургу, в мороз, в полярную ночь придется уходить на лед. До берега сто пятьдесят километров... Когда вспомнишь, что у нас столько людей, не способных пройти даже двух миль, - как-то не по себе становится…»
События, к которым челюскинцы готовились, но все равно ждали с тревогой, произошли днем 13 февраля 1934 года. «…при пурге и 30-тиградусном морозе начался сильный напор торосов, – вспоминал Воронин. – Инженер Расс подошел ко мне:
– Капитан, – сказал он. – Впереди начинается торошение льда. Идет высокий вал… прямо на нас.
В эту минуту судно заскрипело. Лед начал сжимать корпус…
– Конец, – сказал я себе. – Теперь все силы на выгрузку…»
Люди стали покидать получившее пробоину судно, а команда делала все возможное, чтобы оттянуть его гибель и дать возможность всем выйти на безопасный лед и вынести туда снаряжение, стройматериалы, продовольствие, одежду и научные материалы. Приближался роковой момент.
«…Быстро вздымается над водой корма, по ее палубе катятся бочки, оставшийся груз… – зафиксировал драматические моменты гидрограф Павел Хмызников. – Оголяется руль, винт. Грохот, треск, гул ломающегося дерева и металла… (…) Кто-то кричит:
– Дальше от судна! Сейчас будет водоворот!
Людская толпа, хлынувшая было вперед, подалась назад. Белая ледяная шапка выплывающих льдин. Они кружатся, перевертываются. Волна спадает… Груда льда. Опрокинутые шлюпки. Хаос обломков. «Челюскина» нет…»
Пароход затонул недалеко от Чукотки – в 155 милях от мыса Северный (сейчас мыс Шмидта) и в 144 милях от мыса Уэлен.
Как челюскинцы жили на льдине?
Удивительно, но спаслись все участники экспедиции, кроме завхоза Бориса Могилевича, которой был сбит с ног покатившейся по палубе бочкой и ушел на дно вместе с судном.
Отныне у экспедиции началась совсем другая жизнь. Ночевали в установленных на льду палатках. Наладили связь с Большой землей и стали дожидаться эвакуации. Из досок и кирпичей, первоначально предназначенных для доставки на остров Врангеля и при выгрузке на льдину снятых с судна, построили барак и камбуз. Соорудили вышку «со световым сигналом и площадкой для астрономических наблюдений». Продовольствия вынужденным зимовщикам должно было хватить минимум на два месяца. Самым важным было теперь сохранить человеческие жизни, и Шмидт, человек мягкий, приказы которого обычно звучали как просьбы, на сей раз объявил: при попытке самовольно оставить лагерь будет применено оружие. Желающих рискнуть не нашлось. Челюскинцы продолжали организованно ждать помощи с материка.
Руководитель экспедиции нес все ее тяготы наравне с товарищами. Ночевал, как и все, в палатке, и нередко его знаменитая борода за ночь примерзала к брезентовой стенке или к спальнику. Находившийся тут же художник Федор Решетников (Прим. ред.: Позже он стал широко известен по картине «Опять двойка») нарисовал начальника экспедиции выглядывающим из палатки и с примерзшей ко льду бородой. Дружеский шарж был помещен Решетниковым в стенгазете «Не сдадимся!», которую выпускали регулярно. В лагере, как и до этого на судне, читали лекции, а Шмидт вел кружок диалектического материализма. Литературные вечера в палатках, патефон, игра в домино – челюскинцы как могли скрашивали свое пребывание в нечеловеческих условиях. И продолжали научную работу.
Условия, в которых оказались челюскинцы, были беспрецедентными в истории освоения Арктики со времени гибели в конце 1840-х годов экспедиции сэра Джона Франклина. О том, что переживали тогда Шмидт и Воронин, годы спустя рассказал со слов капитана один из участников ледового похода. С глазу на глаз они говорили друг другу: «В лучшем случае – отставка, в худшем – “высшая мера”». Но спустя две томительных недели 27 февраля на океанской льдине получили радиограмму, подписанную Сталиным и членами Политбюро, где были такие слова: «Шлем героям-челюскинцам горячий большевистский привет. С восхищением следим за вашей героической борьбой со стихией и принимаем все меры к оказанию вам помощи». Еще раньше, 14 февраля, в Москве для спасения зимующих на льду людей создали комиссию во главе с заместителем председателя Совнаркома Валерианом Куйбышевым, состоявшую из опытных специалистов.
Спасение экспедиции парохода «Челюскин»
Из-за непроходимого льда и трудных погодных условий другие суда не могли подойти к месту зимовки. Шмидт предложил вывозить людей на собачьих упряжках, но обеспечить столько запряженных ездовыми собаками нарт, сколько требовалось, означало оставить без средств передвижения жителей Чукотки.
Оставался единственный выход: задействовать авиацию. Зимовщики, имея минимум инструментов – бо́льшая часть ушла под воду на отколовшейся в момент гибели судна льдине – принялись расчищать площадку, на которую могли бы садиться самолеты.
Первый самолет вылетел из небольшого чукотского селения вблизи мыса Дежнёва только 5 марта, управлял им летчик Анатолий Ляпидевский. Он признавался потом, что никогда ему не приходилось иметь дело с такой маленькой – и то устроенной неимоверными трудами – площадкой, да еще окруженной со всех сторон ропаками, то есть вертикально стоящими льдинами. Но посадка удалась. Радость встречающих была неописуемой. Ляпидевский же волновался: «цель, к которой так долго стремился, была достигнута… вопрос заключался теперь в том, как взлететь…» Однако самолет благополучно перевез на Большую землю первую партию челюскинцев – женщин и детей.
Однако только через месяц с небольшим после первой эвакуации, 7 апреля, в лагерь челюскинцев прибыли еще три самолета, управлявшиеся Маврикием Слепнёвым, Николаем Каманиным и Василием Молоковым: прилететь раньше им не позволили метеоусловия. К спасательной операции присоединились летчики Михаил Водопьянов, Иван Доронин и Михаил Бабушкин. Шмидт утвердил список эвакуируемых, в котором «положение, профессия или ученая степень не имели… никакого значения». Более того: многие хотели лететь в самом конце. Но последними в списке значились Воронин и Шмидт. Лишь болезнь Шмидта нарушила эту очередность.
Одетый в легкую куртку и горные ботинки, он целый день провел на аэродроме, продувавшемся ледяным норд-остом. К следующему утру у Шмидта поднялась температура и он не смог встать с постели, время от времени бредил. Уже еле живого начальника экспедиции пришлось уговаривать эвакуироваться, решающим аргументом стала полученный в ответ на телеграмму, посланную Куйбышеву, приказ вывезти Шмидта.
Всего летчики, вызволявшие участников экспедиции из ледового плена, совершили 23 рейса, последний – 13 апреля. Людей перевозили на Чукотку, оттуда на Камчатку, после чего их доставили во Владивосток и потом в Хабаровск. 19 июня 1934 года в Москве челюскинцев встречали сотни людей с цветами, а на Красной площади в их честь состоялся праздничный митинг с участием советского руководства и парад. Летчикам, спасшим челюскинцев, были впервые в стране присвоены незадолго до того утвержденные звания Героя Советского Союза, а всех, кто два месяца выживал на льдине, наградили орденами Красной Звезды.
Значение экспедиции «Челюскина»
Несомненно, главным итогом экспедиции стало ее спасение: в невероятных условиях выжили все. Однако это был далеко не единственный итог челюскинской одиссеи. Опыт подобного плавания имел неоценимое значение для освоения Северного морского пути. Результатами его, кроме новых знаний о плавании в арктических морях, явились:
- опыт выживания людей на дрейфующем льду, что впоследствии использовали при организации дрейфующих научных станций;
- разработка программы по постройке судов для освоения Арктики, в том числе мощных ледоколов типа «Ермак» и «Красин», и начало создания специальной ледокольной службы для наиболее сложных участков северных морей;
- строительство новых полярных станций вдоль трассы Северного морского пути ради обеспечения судовых капитанов и начальников экспедиций прогнозами погоды и сведениями о состоянии льда;
- создание в системе Главного управления Севморпути специального подразделения – Управления полярной авиацией, которое должно было обеспечивать работу летчиков в условиях Арктики;
- открытие в Московском и Ленинградском университетах кафедр североведения.
Был у экспедиции и еще один результат – пропагандистский, который оказался не менее важным, чем научный или хозяйственный. Путешествие, начинавшееся как дерзкое, рискованное и не до конца продуманное предприятие и продолжившееся как драма, едва не обернувшаяся трагедией, стала в итоге настоящей культовой сагой о беспримерном мужестве и героизме советских людей. В середине-второй половине 30-х годов в советском обществе сложился настоящий культ героев-полярников, сначала челюскинцев, а чуть позже и папанинцев. Арктика стала ассоциироваться с местом приложения сил и возможностью обрести дело своей жизни. Сегодня Северный морской путь вновь привлекает к себе повышенное внимание: начинается современный этап в его истории.
Ирина Кравченко
Изображение на обложке: картина художника-репортера экспедиции Федора Решетникова «Гибель «Челюскина»/ maslovka.org