В ЮНЦ РАН разработали перспективные наноматериалы для создания более чувствительных датчиков

05.05.2022

В лаборатории наноразмерных активных сред и материалов ЮНЦ РАН  идут фундаментальные и экспериментальные работы над получением и исследованием свойств новых функциональных материалов, которые могут быть использованы в современной электронике. Исследования поддержал  Российский научный фонд (проект 21-72-10180 «Гетероструктуры на основе бессвинцовых сегнетоактивных материалов со структурой тетрагональной вольфрамовой бронзы: особенности синтеза и роста, фазовые состояния и фазовые превращения, физические свойства»). В группе работают шесть молодых сотрудников, трое из которых аспиранты.

Перед учеными ЮНЦ РАН стоит задача: установить закономерности проявления размерных эффектов и формирования свойств в гетероструктурах на основе феррониобата бария-ниодима и ниобата бария-стронция, выявить особенности их синтеза и роста, реализуемые фазовые состояния и фазовые превращения, а также новые физические свойства. Все это позволит в дальнейшем применять их в новых устройствах функциональной электроники с адаптивной функциональностью, в микроэлектромеханических системах и пироприемниках.

О перспективной работе рассказал заведующий лабораторией наноразмерных активных сред и материалов ЮНЦ РАН, доктор физико-математических наук Анатолий Павленко:

«Мы продолжаем то, что уже было сделано в этой области. В ЮНЦ РАН и в Институте физики ЮФУ на протяжение 40 лет занимаются разработкой новых материалов. За это время были созданы тысячи их композиций, часть — успешно внедрены. Наша лаборатория занимается узким сегментом — изготовлением материалов в виде наноразмерных пленок. Метод, который используем, разработан в Ростове-на-Дону нашими старшими коллегами. Мы нашли способ его модернизации, применения и развития для получения новых материалов и многослойных гетероструктур, которые раньше на базе наноразмерных пленок не получали. В нашем случае мы можем брать два разных по химическим составам материала и, напылив их на подложку в разной последовательности, получить материалы, по свойствам отличающиеся принципиально. Скомпоновав их в единое целое, можно получить материалы с намного лучшими свойствами, использование которых в датчиках сделают их более чувствительными».

По словам молодого ученого, конкуренция в этой области в мире очень высока. Тем не менее, ростовские исследователи опередили своих конкурентов из Канады, Индии и Франции, которые также работают с данным классом соединений. Исследователь считает, что эти материалы необходимо создать на базе технологий российского производства. Отечественными должны быть и сырьевые компоненты, и методы их приготовления. Речь в этом вопросе должна идти о полном импортозамещении.

На фото:  Анатолий Павленко. Источник: Южный федеральный университет