Новости науки

Математика Победы: в МИАН обсудили вклад ученых в исход Великой Отечественной войны

Математика Победы: в МИАН обсудили вклад ученых в исход Великой Отечественной войны

В Математическом институте им. В.А. Стеклова Российской академии наук (МИАН) состоялась научно-историческая конференция, посвященная роли математиков и криптографов в Победе СССР во Второй мировой войне. Мероприятие приурочено к приближающемуся 80-летию окончания ...

23 апреля 2025 : 17:42  2 мин.

Наука в лицах

Познакомьтесь с жизнью и достижениями выдающихся учёных и влиятельных личностей в истории науки.

Смотреть всё
  • Лев Ландау <span class="years-of-life">(1908–1968)</span>
    Лев Ландау (1908–1968)

    Лев Давидович Ландау, крупный советский физик-теоретик, был отъявленным жизнелюбом. От любил шутки, встречи с друзьями, любил женщин… Но больше всего на свете он ...

  • Мария Склодовская-Кюри <span class="years-of-life">(1867–1934)</span>
    Мария Склодовская-Кюри (1867–1934)

    Со времени смерти Марии Кюри минуло 90 лет. Но до сих пор по данным опросов она в подавляющем большинстве случаев признается самой влиятельной женщиной в истории ...

  • Игорь Курчатов <span class="years-of-life">(1903–1960)</span>
    Игорь Курчатов (1903–1960)

    Вопрос, в чем физик Игорь Васильевич Курчатов был первым, который активно задают Всемирной сети, предполагает только один ответ: во всем, за что он брался. Курчатов ...

  • Чарльз Дарвин <span class="years-of-life">(1809–1882)</span>
    Чарльз Дарвин (1809–1882)

    Теория эволюции английского натуралиста Чарльза Дарвина в свое время перевернула не только привычные представления людей о живой природе, но и традиционное ...

Научный календарь

Внятно-понятно

Святой Престол
21 апреля 2025  20 мин.

Святой Престол

Святой Престол — удивительный феномен в истории мировой религии и христианства. С одной стороны, это крупнейший духовный центр, объединяющий 1,3 млрд католиков по всему миру, с другой — субъект международного права, который обладает суверенитетом, активно участвует в международной политике и влияет на общественно значимые вопросы. Будучи олицетворением власти Папы Римского и Папской курии, Святой Престол опирается на многовековые традиции, но при этом адаптирует их к реалиям сегодняшних дней. Сегодня мы поговорим о том, что представляет собой Святой Престол, вспомним его историю, узнаем его структуру, функции и роль в современном мире.

Что такое Святой Престол и его значение

Святой Престол — это центральный руководящий орган Католической церкви. Он имеет разветвленный административный аппарат — Римскую курию. Курия функционирует как исполнительный орган: назначает епископов, управляет богослужениями, рассматривает обращения верующих. Она имеет ограниченную независимость, так как все важные решения принимаются под непосредственным контролем Папы Римского. Верховная власть в Святом Престоле принадлежит Папе Римскому, который считается преемником апостола Петра, является верховным пастырем, определяет доктрину церкви и символизирует единство католиков по всему миру.

Структура и функции Святого Престола

Центральной фигурой структуры Святого Престола является Папа Римский. В соответствии с концепцией «plenitudo potestatis», что переводится с латинского как «полнота власти», Папе  принадлежит право решающего голоса по любым вопросам. Чтобы понять структуру Святого Престола, рассмотрим ведомства, из которых состоит Римская курия.

Папа римский Франциск в 2014 году; Герб Святого Престола. Изображение: SajoR, Korea.net, CC BY-SA 2.0, via Wikimedia Commons

Разница между Святым Престолом и Ватиканом

Зачастую о Святом Престоле и Ватикане говорят как о синонимах, предполагая, что это один и тот же церковный институт. Безусловно, Святой Престол и Ватикан тесно связаны друг с другом, однако с юридической точки зрения это два разных субъекта, наделенные разными функциями. Сейчас мы рассмотрим два ключевых аспекта, которые определяют отличия между ними.

  • Статус. Ватикан — это город-государство, получившее независимость в 1929 году. Ватикан имеет строго определенную территорию, а его население зависит от распределения должностей. Почти все население Ватикана, составляющее менее тысячи человек, — это духовенство, а  также несколько десятков мирян, занимающихся административной деятельностью. Паспорт Ватикана выдается только Папе и кардиналам. Ватиканское гражданство не передается по наследству и аннулируется в случае прекращения трудовой деятельности в Ватикане. Святой Престол существует порядка 2 000 лет и не имеет территориальной привязанности. Даже в тех случаях, когда Папа был вынужден покинуть Рим из-за военных или политических конфликтов, Святой Престол сохранял свой суверенитет.
  • Функции. Ватикан обеспечивает административное управление территорией (коммунальные услуги, безопасность), заведует музеями и архивами. Святой Престол занимается религиозным руководством и международной дипломатией. Он выполняет функцию морального авторитета по вопросам социального неравенства, экологических проблем, прав человека и т.д.

История Святого Престола

Согласно доктрине католицизма, Святой Престол является наследником Апостольского Престола, основанного в I веке нашей эры святым Петром. В Новом Завете Петр представлен как лидер апостолов, который получил от Иисуса Христа ключи от Царства Небесного. Связывая божественное с земным, Католическая церковь считает Петра первым епископом Рима. Во время преследований христиан при императоре Нероне Петр принял мученическую смерть и был похоронен в том месте, над которым сегодня возвышается Собор Святого Петра — одно из главных архитектурных чудес Рима.

После смерти святого Петра Апостольский Престол занимали его преемники.

  • Епископ Лин — организовал работу ранних религиозных институтов и ввел первые правила посещения церкви (обязал женщин покрывать голову во время службы).
  • Епископ Клет (Анаклет) — о жизни третьего епископа Рима известно немного. Предполагается, что он разделил церковь на приходы, а также утвердил нормы внешнего вида священников.
  • Епископ Климент I — был весьма авторитетным епископом, который заложил основу иерархической структуры церкви — епископам подчинялись пресвитеры, а те в свою очередь управляли диаконами. Впоследствии пресвитеров, диаконов и обладателей других высших церковных титулов начали называть кардиналами (от латинского «cardinalis» — «главный»).

К IV веку авторитет Римской христианской церкви существенно укрепился. Примерно 6 млн человек, или 11% от всего населения Римской империи исповедовали христианство. В 313 году римские императоры Константин I и Лициний, одновременно носившие титул августа, заключили важное соглашение — Миланский эдикт. Они провозгласили политику терпимости к разным религиям, в результате чего язычество потеряло статус официальной религии. Миланский эдикт признавал юридический статус и имущественные права христианской церкви. Епископ Рима получил звание «primus inter pares», что означало «первый среди равных».

Папский трон в Латеранской базилике в Ватикане. Изображение: Ern, CC BY-SA 2.0, via Wikimedia Commons

Возникновение власти Папы Римского

В раннехристианскую эпоху термин «папа» не был чем-то необычным, ведь так обращались ко всем священникам, независимо от их статуса. В католической традиции до сих пор сохранилось обращение «отец», а в православной — «батюшка». Но со временем отношение к обращению менялось. Сначала так начали называть исключительно епископов, а затем — только римского епископа. Таким образом, простое обращение к священнику преобразовалось в титул главы христианской церкви.

Систематическое и однозначное использование титула «Папа» укоренилось во время правления епископа Льва I Великого, с 440 по 461 годы. Он был одним из самых авторитетных глав церкви до наступления Средневековья. Во время встречи с вождем гуннов Аттилой Папе удалось убедить его отказаться от вторжения в Рим. Лев I внес значительный вклад в становление церковной доктрины, провозгласив, что апостол Петр говорит устами Папы. Хотя Лев I жестоко расправлялся с еретиками и всячески оправдывал смертную казнь, одновременно с этим он осуществлял масштабную благотворительную деятельность, что стало одной из главных традиций папства.

Развитие Святого Престола в Средние века

На стыке V и VI веков весь Апеннинский полуостров и некоторые прилегающие к нему территории находились под контролем Остготского королевства. Правитель Теодорих Великий исповедовал другую религию (арианство), но при этом оставался достаточно терпимым к христианству. Он не вмешивался во внутренние дела церкви, однако требовал от Папы всячески проявлять лояльность государственной власти. В остготский период зародилось явление симонии — торговли должностями в рамках Святого Престола.

После того как в 527 году Рим был завоеван византийским правителем Юстинианом I, Святой Престол перешел под жесткий государственный контроль. Император изгнал лояльного остготам Папу Сильверия и самолично, без каких-либо выборов, назначил нового — Вигилия. Ключевой фигурой византийского периода папства, продолжавшегося до VIII века, является Григорий I. Он организовал масштабную миссионерскую деятельность, в результате которой христианство распространилось в Англии, Франкии и Ломбардии.

Трон Григория I в  Сан-Грегорио-Маньо-аль-Челио в Риме . Изображение: Anthony M., CC BY 2.0, via Wikimedia Commons

В 756 году политическое влияние Святого Престола проявилось в полной мере. Папа Стефан II заключил союз с Франкским королевством и попросил о помощи в войне с лангобардами,  представителями одного из германских племен. В рамках соглашения король франков Пипин III был помазан, то есть получил божественное признание власти. В обмен на это Святому Престолу была выделена земля в центре Италии, которая вскоре была преобразована в Папское государство, просуществовавшее вплоть до конца XIX века. Сегодня наследником Папского государства считается Ватикан.

В XI веке Европа находилась в глубоком кризисе, который вошел в историю как борьба за инвеституру, то есть право назначать епископов и аббатов. Светская власть традиционно контролировала этот процесс, считая представителей духовенства своими подданными. Папа Лев IX инициировал борьбу за независимость церкви от светской власти и верховенство Папы Римского над всеми христианами, в том числе и монархами. Он сделал обязательным целибат (обет безбрачия для священнослужителей) и существенно ограничил симонию (торговлю церковными должностями). Важным событием на средневековом этапе развития Святого Престола стали Григорианские реформы, которые продолжались с 1073 по 1085 годы. Григорий VII стремился вернуть авторитет Святого Престола и издал трактат «Dictatus Papae» («Диктат Папы»), объясняющий невозможность светской инвеституры.

Параллельно с этим конфликтом произошло еще одно важное событие — Великий раскол 1054 года, после которого церковь разделилась на Католическую и Православную. Формальными причинами стали догматические разногласия (например, вопрос о двойственном исхождении Святого Духа) и различия в ритуалах (на западе причащались пресным хлебом, а на востоке — квасным). Однако наиболее важной причиной стала обострившаяся борьба за власть и влияние между Папой Римским и Патриархом Константинопольским. Православными стали Византийская империя и восточные страны, в том числе и Русь. Католичество же укрепилось в Западной, Центральной и Северной Европе, а также в Прибалтике.

Отношения с европейскими монархиями

После завершения борьбы за инвеституру и провозглашения независимости церкви Святой Престол достиг пика своего могущества. Папа Урбан II, вошедший в историю как основатель Римской курии, в 1095 году активно пропагандировал необходимость крестового похода. Он созвал Клермонский собор, где в присутствии множества европейских епископов произнес пламенную речь, призывая к борьбе с маврами (так в тогдашней  Европе называли мусульман) и обещая за это божественную милость. В результате на первый крестовый поход свои войска отправили графы и герцоги множества европейских земель: Прованса, Нормандии, Фландрии, Лотаргинии и других. Даже Византия предоставила некоторое количество воинских подразделений в поддержку общей цели. После победы крестоносцев был взят Иерусалим, а влияние Святого Престола расширилось на Ближний Восток.

Политическая нестабильность XIII и XIV веков стала причиной того, что Папы вместе с курией нередко уезжали в более безопасные регионы (Орвието, Витербо, Перуджу). В 1309 году начался период Авиньонского папства — король Филипп IV перенес папскую резиденцию в Авиньон, и фактически французская монархия стала единолично контролировать Святой Престол. Со временем это привело к его расколу — с 1378 по 1417 годы титул Папы Римского одновременно носили епископы в Риме, Авиньоне и Пизе. На Констанцском соборе 1418 года разногласия удалось преодолеть, и единым главой Католической церкви был избран Мартин V. Так Папа наконец вернулся в Рим.

После одного относительно спокойного века Святой Престол столкнулся с новым вызовом, которым стала Протестантская реформация. Ее ключевой фигурой был немецкий священник Мартин Лютер, который активно оспаривал божественный статус Папы, преуменьшал роль священников и сомневался в эффективности индульгенций, считая неправильным взимать плату за отпущение грехов. В 1520 году Папа Лев X потребовал от Лютера отказаться от всех своих сочинений, за что тот публично назвал его антихристом. Лютер был незамедлительно отлучен от церкви, однако его идеи поддерживали французские, немецкие и британские богословы, к которым прислушивались монархи. Это привело к созданию независимых Протестантских церквей: Лютеранской, Англиканской, Кальвинистской, Пресвитерианской и Анабаптистской. В результате  этого процесса Святой Престол лишился значительной доли влияния и финансирования.

XVIII век стал началом заката Святого Престола, что выразилось в постепенной утрате им какой-либо светской власти. В разгар эпохи Просвещения такие философы как Вольтер и Жан-Жак Руссо считали церковь анахронизмом, препятствующим прогрессу. Правитель Священной Римской империи Иосиф II с 1772 по 1790 годы проводил политику «просвещенного абсолютизма», которая включала конфискацию монастырских земель и закрытие религиозных орденов, которые не осуществляли социально значимую деятельность, например, не финансировали больницы или школы. Под давлением французской, испанской и португальской монархии Папа Климент XIV распустил орден иезуитов — ключевой инструмент миссионерства Католической церкви в ту эпоху. Иезуиты противостояли влиянию светских европейских правителей и обладали значительными финансовыми ресурсами. Монархи были убеждены, что члены ордена участвуют в заговорах, а потому стремились избавиться от этой организации.

Папа Климент XIV; Папа Пий IX. Изображение: Wikimedia Commons

После европейских революций XIX века представители новых политических сил (либерализм, национально-освободительные движения) также активно оспаривали легитимность Святого Престола. Папа Пий IX, возглавивший Святой Престол в 1846 году, обещал модернизировать Папское государство, однако вместо этого начал проводить консервативную политику, укрепляя власть и финансовое благополучие Католической церкви. В 1870-м итальянские войска вошли в Рим, и Папское государство было присоединено к Итальянскому королевству. Пий IX отказался становиться подданным Италии и объявил себя «узником Ватикана». Святой Престол, в прошлом бывший мощнейшей политической силой, оказался ограничен Апостольским дворцом на Ватиканском холме.

Современный статус и роль в международной политике

Современный статус Святого Престола начал формироваться в 1929 году, после заключения Латеранских соглашений. Италия признала суверенитет Ватикана, католицизм был объявлен государственной религией (и оставался ею до 1984 года), а Римская курия получила значительные компенсации за утраченные земли. С одной стороны, Святой Престол получил независимость и возможность представлять себя на международной арене, с другой — ограничился символической ролью духовного лидера католицизма без какого-либо формального политического влияния.

Наследование власти в Святом Престоле

Принцип наследования власти в Святом Престоле неоднократно менялся на протяжении веков. На ранних этапах христианства выборы епископа Рима были совершенно неформальным мероприятием. Участники местной религиозной общины собирались вместе и высказывали различные мнения о том, какой из кандидатов является более авторитетным. Однако после того как христианство было принято государственной религией и возник институт папства, значимость римского епископа начала усиливаться, что отразилось на процессе выборов. В период между V и XI веками выборы или не проводились вовсе, или превращались в простую формальность — ключевые решения в любом случае оставались за представителями светской власти и аристократами.

Во время борьбы за инвеституру в середине XI века был издан декрет, согласно которому Папу должен был избирать совет кардиналов-епископов, без какого-либо влияния светских лиц. Вскоре было установлено, что для избрания Папы достаточно 2/3 голосов всех кардиналов (уже не только епископов). В XIII веке была введена процедура  конклава  (от латинского «cum clave» — «под ключом»), в рамках которого кардиналов запирали в помещении для голосования и лишали пищи, чтобы ускорить процесс принятия решения. Несмотря на все вводимые ограничения, монархи католических стран продолжали оказывать влияние на выборы Папы (в том числе через право вето) вплоть до конца XIX века.

Как выбирают нового Папу Римского: процедура конклава и роль кардиналов

Современные правила выборов Папы Римского были сформулированы в 1975 году. В 1996 году Иоанн Павел II уточнил требования к процедуре и закрепил их в апостольской конституции Universi Dominici Gregis («Вселенская Паства Господня»).

После смерти или отречения Папы от Святого Престола начинается период «вакантного престола», и функция управления повседневными делами церкви временно переходит к Апостольской палате и лично кардиналу-камерленго. Камерленго подтверждает смерть Папы, трижды называя данное ему при крещении имя. После этого он снимает кольцо рыбака (один из символов власти, являющийся  отсылкой к святому Петру, который по профессии был рыбаком) и уничтожает его в присутствии коллегии кардиналов. Затем кардиналы занимаются организацией похорон Папы Римского, объявляется девятидневный траур и оглашается дата следующего конклава (от 15 до 20 дней с даты смерти).

В конклаве не имеют права принимать участие кардиналы старше 80 лет, однако они могут присутствовать на собрании без права голоса. Сегодня в этом списке находятся 138 кардиналов из более чем 70 стран мира. В обозначенную дату они собираются в Ватикане. Теоретически кардинал имеет право отказаться от участия в конклаве, но на практике они не упускают такой возможности без уважительных причин.

Появление нового Папы Франсциска после конклава в 2013 году. Изображение: Tenan, CC BY-SA 3.0, via Wikimedia Commons

В день конклава кардиналы-выборщики служат мессу в Базилике святого Петра, после чего направляются сначала в капеллу Паолина, а оттуда, распевая католические каноны на латыни, переходят в Сикстинскую капеллу. Каждый кардинал произносит клятву, обязуясь хранить тайну голосования и не подчиняться указаниям светских властей. После соблюдения всех формальностей выборщики изолируются от мира в Сикстинской капелле, где  им строго запрещается пользоваться какими-либо средствами связи, нарушение этого правила ведет к моментальному отлучению от церкви.

Во время современного конклава кардиналы могут свободно общаться друг с другом, собираясь небольшими группами, обсуждая насущные церковные вопросы и кандидатов на титул. Голосования проводятся четыре раза в день — выборщики получают бюллетени с надписью «Eligo in Summum Pontificem» («Избираю Верховного Понтифика») и от руки пишут имя кандидата. После этого три случайно отобранных кардинала подсчитывают голоса. Если никто не набирает 2/3 голосов, бюллетени сжигают вместе с химической смесью, дающей черный дым. Этот дым хорошо виден всем, кто собирается на площади Ватикана.

Черный дым означает, что Папа не был избран, и голосование продолжается. Если после 30 туров ни один из кандидатов не проходит обозначенный порог, Папу выбирают простым большинством голосов. После успешного выбора бюллетени сжигают с веществами, дающими белый дым, и в базилике начинают звенеть колокола в честь новоизбранного Папы Римского.

Быт участников конклава также организован в точном соответствии с предписаниями. Конечно, сегодня никто не лишает их пищи и не ограничивает какие-либо базовые потребности. Если выборы затягиваются, участники конклава ночуют в гостинице «Дом Святой Марфы», расположенной на территории Ватикана. В номерах есть телефоны, но они предназначены только для внутренней связи — с другими кардиналами и администрацией гостиницы. Кардиналам предоставляется трехразовое питание, еду для них готовят монахини Сикстинской капеллы. Простое общее меню не предполагает каких-либо изысков, однако по запросу повара учитывают индивидуальные диетические потребности кардиналов.

Ватикан. На небе виден дым из Сикстинской капеллы. Изображение: Dagnija Berzina/Unsplash

Интриги и скандалы, связанные с выборами понтификов

Для прошлых эпох скандалы и интриги вокруг конклавов были чем-то совершенно обыденным. И даже сегодня, несмотря на строгие правила проведения процедуры и тщательный отбор кардиналов-выборщиков, неприятные ситуации продолжают возникать.

  • Первый случай не связан с выборами напрямую, однако он произошел вскоре после избрания в 1978 году Иоанна Павла I, который позиционировался как Папа-реформатор, который должен был «очистить» Ватикан от коррупции и разорвать тайные связи кардиналов с мафиозными структурами. Всего через 33 дня после завершения конклава Папа скончался, по официальной версии — от инфаркта. Столь скоропостижная смерть породила множество теорий заговора, самой популярной из которых было отравление представителями преступной организации Cosa Nostra.
  • На втором конклаве 1978 года был избран первый Папа неитальянского происхождения — Иоанн Павел II. Он имел активную гражданскую позицию и резко негативно высказывался как о коммунистической идеологии, угнетающей человеческую личность, так и о социальной несправедливости капитализма. По неподтвержденным данным, советские спецслужбы вели беседы с восточно-европейскими кардиналами, стремясь не допустить избрания Папы, пропагандирующего антикоммунистические идеи.
  • Бенедикт XVI, избранный в 2005 году, стал первым за 600 лет Папой, который добровольно отрекся от Святого Престола. Официальной причиной было названо ухудшение состояния здоровья. Но есть и другая версия, согласно которой в 2012 году, незадолго до отречения, Папе представили доклад, в котором было приведено подробное расследование о коррупционных схемах кардиналов и недозволенных сексуальных связях в курии. После этого Бенедикт XVI не смог оправиться от шока и, не найдя в себе сил, чтобы провести масштабные реформы, предпочел уйти.
Папа Бенедикт XVI. Изображение: Marek.69 Rundvald, CC BY-SA 4.0, via Wikimedia Commons

Скандалы вокруг конклавов из-за их широкого общественного резонанса нередко становятся основой для сюжетов художественных фильмов и сериалов, в числе которых, например, сериал «Два Папы», посвященный отречению Бенедикта XVI, и недавний фильм «Конклав» режиссера Эдварда Бергера по роману Роберта Харриса

Взаимодействие с государствами и международными организациями

Сегодня Святой Престол является постоянным наблюдателем при ООН, а также имеет специальных представителей в ЮНЕСКО и ВОЗ. Папство имеет официальные дипломатические отношения со 183 странами, большинство из которых не являются католическими. Святой Престол продвигает идеи гуманизма, среди которых можно отметить следующие.

  • Папы выступают против войн и распространения ядерного оружия, а также часто становятся независимыми посредниками в конфликтах, чтобы не допустить вооруженных столкновений (например, соглашение между Аргентиной и Чили 1984 года).
  • Святой Престол является учредителем или спонсором множества благотворительных фондов, расходуя колоссальные средства на борьбу с бедностью и преодоление последствий социально-экономических кризисов.
  • Святой Престол формирует комиссии для участия в дискуссиях по научным и технологическим вопросам. В частности, активно обсуждаются этические проблемы, связанные с генной инженерией и развитием искусственного интеллекта.

Влияние на глобальные религиозные и социальные вопросы

Святой Престол имеет масштабное влияние на мировые события, основанное не на военной или экономической мощи, а на моральном авторитете. По всему миру проживает около 1,3 млрд католиков, которые формируют «мягкую силу» Ватикана, продвигая его доктрину в обществе.

Святой Престол подчеркивает важность межрелигиозного диалога, поддерживая тесную связь как с различными христианскими ответвлениями, так и с другими конфессиями (исламом, иудаизмом, буддизмом, индуизмом и другими). Вот лишь несколько примеров межрелигиозного диалога Святого Престола:

  • в 1993 году Святой Престол установил дипломатические отношения с Израилем, и Папы начали время от времени наносить визиты в синагоги;
  • в 2016 году Папа Франциск и Патриарх Кирилл подписали совместную декларацию с призывом прекратить преследование христиан на Ближнем Востоке и начать восстановление единства двух церквей;
  • в том же 2016 году Франциск посетил мероприятие в Швеции, приуроченное к 500-летнему юбилею Протестантской реформации, и произнес речь с призывом к примирению.
  • В 2019 году Франциск посетил ОАЭ, где встретился с шейхом Ахмадом ат-Тайибом. В совместном заявлении они призвали к миру между религиями и осудили экстремизм.
  • В 2019 году комиссия Святого Престола посетила Таиланд, где приняла участие в международной конференции по медитации и восточным духовным практикам. Представители католиков подчеркнули важность таких общих ценностей, как ненасилие и сострадание.

Интересные факты о Святом престоле

  • В прошлые годы кардиналов-выборщиков могли сопровождать их помощники, однако начиная с 1960-х годов эта возможность была упразднена. Теперь среди посторонних лиц на конклаве могут присутствовать только врачи и медсестры, если того требует неудовлетворительное состояние здоровья кардинала.
  • Самый короткий конклав прошел в 1503 году, когда выборы Папы Юлия II завершились спустя несколько часов. Самый долгий  продолжался в течение 2 лет и 9 месяцев: с 1268 по 1271 годы. Только после того как горожане начали разбирать крышу помещения, в котором проходил конклав, чтобы заставить кардиналов поторопиться, был избран Папа Григорий X. Именно после этого случая выборщикам ограничили доступ к еде на время конклава.
  • В 897 году состоялось одно из самых устрашающих заседаний Святого Престола, вошедшее в историю как «Трупный синод». Папа Стефан VI приказал выкопать тело своего предшественника Формоза, чтобы устроить над ним посмертный суд. Бывшего Верховного Понтифика облачили в папское одеяние и посадили на трон. Тело «осудили» за нарушение канонов и сбросили в реку Тибр.
Жан-Поль Лоран. Папа Формоз и Стефан VI («Трупный синод»), 1870. Изображение: Wikimedia Commons

Вопрос-ответ

Чем Святой Престол отличается от Ватикана?

Ватикан — это город-государство, которое отвечает за управление территорией, а Святой Престол является воплощением власти Папы Римского и Римской курии.

Как возник институт папства и когда он приобрел политическое влияние?

Институт папства возник в V веке нашей эры из-за усиления политического влияния епископа Рима. Влияние было обусловлено тем, что римские епископы считались преемниками святого Петра и особенно почитались христианами.

Что такое конклав и какие у него традиции?

Конклав — это собрание кардиналов, которые должны выбрать нового Папу Римского в случае смерти или отречения предшественника. Самой известной традицией является дым из трубы Сикстинской капеллы после каждого голосования. Черный — в случае неуспешного избрания, белый — в случае успешного.

Микеланджело. Потолок Сикстинской капеллы в Ватикане. Изображение: Sistine Chapel, CC BY 2.5, via Wikimedia Commons

Какую роль Святой Престол играет в международной дипломатии?

Святой Престол имеет дипломатические отношения со 183 государствами, а также является наблюдателем ООН. Папа Римский и его представители регулярно высказываются по религиозным и социальным вопросам.

Может ли Папа Римский добровольно уйти в отставку?

Папа Римский имеет право добровольно отречься от Святого Престола. Последний раз это произошло в 2013 году, когда отрекся Бенедикт XVI.

Какие тайны и артефакты хранятся в Апостольском архиве?

В Апостольском архиве хранятся исторические документы, охватывающие последние 12 веков. Среди них есть протоколы судов над Галилео Галилеем и рыцарями ордена тамплиеров, а также обширное досье с упоминанием чудесных явлений святых.

Иван Стефанов

Изображение на обложке: Freepik

О китайском языке для «чайников»: топ-5 интересных фактов
20 апреля 2025  9 мин.

О китайском языке для «чайников»: топ-5 интересных фактов

В 2010 г. по инициативе Департамента общественной информации ООН в мировом календаре появилось шесть новых памятных дат. В честь каждого из шести «официальных языков ООН»: русского, арабского, английского, испанского, французского и китайского был, - учрежден особый день.

Сегодня, 20 апреля, отмечается День китайского языка в Организации Объединенных Наций. Постоянный автор портала «ПОИСК» востоковед и блогер Елизавета Вайнберг познакомит вас с интересными фактами об этом языке и развенчает некоторые мифы о нем.

Факт №1. Китайским иероглифам нет 5000 лет

Однако доказано, что китайская иероглифическая письменность существует уже несколько тысячелетий и по праву претендует на звание старейшего среди других до сих пор бытующих способов письма.

На данный момент самыми древними из научно подтвержденных и неоспариваемых примеров употребления китайских иероглифов являются гадательные тексты на черепашьих панцирях под названием цзягувэнь. Наиболее ранние такие тексты относятся ко второй половине существования древнекитайского государства Шан (оно же Инь, или Шан-Инь), т. е. к XIV–XI векам до н. э. Нетрудно подсчитать, что в этом случае китайские иероглифы были оформлены около 3100-3500 лет назад.

Цзягувэнь (надписи на гадальных костях периода Шан-Инь); Цан Цзе. Изображение: National Museum of China, CC BY-SA 3.0, via Wikimedia Commons;  Bibliothèque nationale de France

А вот если брать в расчет «народную память» китайцев, то тогда изобретателем китайской письменности выступает легендарный Цан Цзе. Этого ученого мудреца традиционно изображают с 4 глазами, подчеркивая тем самым его несравненную прозорливость. Согласно легендам, он жил в III тысячелетии до н. э. (как раз 5000 лет назад!) и служил придворным историографом у не менее легендарного императора Хуан-ди, известного также как Желтый император. Правда, в письменном виде история о Цан Цзе впервые встречается в трактате "Сюнь-цзы", датируемом III веком до н. э.

Так почему же в таком случае китайцы нередко всерьез говорят о более раннем происхождении собственной письменности? Откуда берется возраст в 5000 лет, а то и больше? Все дело в том, что некоторые китайские ученые добавляют к истории иероглифов и пиктограммы разных неолитических культур, бытовавших на китайской территории.

Наиболее часто подобное происходит с «символами из Цзяху», принадлежащими археологической культуре Пэйлиган (приблизительно 7000–4900 годы до н. э.). Многие из этих символов внешне действительно напоминают знаки китайской иероглифики. Но несмотря на это, нужно учитывать, что внешнее сходство знаков – скорее случайность, создающая обманчивое впечатление исторического родства. На деле же между использованием двух письменных систем существует большой временной зазор и отсутствуют свидетельства о промежуточных ступенях развития и превращения «символов из Цзяху» в китайские иероглифы.

Символы из Цзяху;  Символы на панцире черепахи, найденной в Цзяху. Изображение: Wikimedia Commons; Kcx36, CC BY-SA 4.0, via Wikimedia Commons

Но есть и еще один интересный вопрос: «Почему для китайцев так важно, чтобы иероглифам было не 3500, а 5000 лет или даже больше?» Ответ на него кроется в конфуцианском мировоззрении, согласно которому общественное положение человека во многом связано с его возрастом. Это представление масштабируется и на целые народы. «Удревняя» свою письменность, китайцы соревнуются с первейшими письменными культурами человечества – шумерской клинописью и древнеегипетской иероглификой, появившимися около 5000 лет назад, в 3500-3000-е годы до н. э., что в их понимании должно придать Китаю особый статус среди современных стран.

Факт №2. Всех иероглифов не знает ни один китаец

Физически это и в самом деле вряд ли возможно, ведь самая обширная база иероглифов, составленная компанией «Гоань» в 1999 году, содержит более 90 000 знаков. Однако надо учитывать, что в нее входят не только современные иероглифы, но и традиционные, и древние.

В первую очередь надо учесть, что за иероглифами стоят не только звуки, но и понятия. Необходимо принять во внимание различия быта народностей Китая:  особые предметы быта, кулинарные блюда и т.д. могут обозначаться отдельными специальными иероглифами. Учитывать следует также историю и естественную эволюцию языка, а также использование иероглифов соседями китайцев. С учетом всех этих факторов многочисленность иероглифов, включенных в базу, удивляет уже несколько меньше.

Особенно любопытно то, что в современном языке хождение имеют около 10 000 иероглифов, и всеми ими среднестатистические китайцы также не владеют. В школах КНР изучаются 3500 наиболее распространенных иероглифов, люди же с высшим образованием в среднем знают 5000–7000 иероглифов, в зависимости от направления обучения. За числом знаков, известных конкретному китайцу, кроется широта его словарного запаса и понятийного аппарата.

А теперь давайте спросим самих себя: знаю ли я все слова и понятия, бытующие и бытовавшие в русском языке? Проверить себя очень просто: попробуйте открыть любой толковый или орфографический словарь русского языка и постарайтесь объяснить самостоятельно и верно написать все имеющиеся в нем слова. Вряд ли найдется много людей, которые справятся с таким заданием. 

Изображение: Shane Lei/Unsplash

Факт №3. Самый сложный иероглиф принадлежит не китайскому языку

По крайней мере, если брать в расчет именно современные азиатские языки. И тому есть сразу несколько причин.

В первой половине и середине XX в. сначала правительством Китайской республики, а затем, с 1949 года, и правительством КНР проводилась активная политика по реформированию китайского языка: унификации его норм и упрощению его письменности. Число общеупотребимых иероглифов и число черт, из которых состоит каждый отдельный знак, сокращали искусственно, дабы сделать грамоту более доступной для изучения широкими массами населения, а сам процесс письма – более скоростным.

Кроме того, китайскую письменность на разных исторических этапах также использовали и народы соседних государств. Хоть во Вьетнаме и КНДР уже полностью, а в Южной Корее почти полностью отказались от иероглифики, в Японии китайские иероглифы продолжают использоваться совместно с двумя японскими азбуками – хираганой и катаканой. Причем японское правительство со второй половины XIX по середину XX века также несколько раз реформировало общеязыковые и письменные нормы, где-то упрощая, а где-то, наоборот, снова усложняя иероглифы по своему усмотрению. Таким образом, многие изначально одинаковые знаки на сегодняшний день имеют в китайском и японском языках совершенно разные начертания, не говоря уже о том, что и до реформ иероглифы в Китае и Японии уже успели серьезно разойтись в силу многих причин, и в первую очередь по причине оригинальной длительной истории использования иероглифов японцами.

Вот так и получилось, что активно упрощавшие собственные письменные знаки китайцы в итоге проиграли японцам «битву» за самый витиеватый иероглиф. Таковым ныне считается японский знак, никогда не существовавший у китайцев и имеющий значение «вид дракона в полете» или «дракон, летающий в облаках» и два варианта начертания – оба по 84 черты.

Он настолько сложный и редкий, что даже на компьютере нет технической возможности его напечатать, однако по версиям двух японских словарей: «Практического словаря фамилий» (1964 г.) и «Словаря трудночитаемых фамилий» (1977 г.) он существует, и это – фамилия или даже несколько фамилий, звучащие как Отодо, Дайто или Тайто.

Лапша бянбян. Изображение: Pinterest

В китайском же языке самым сложным иероглифом считается «бян», используемый в названии традиционной лапши бянбян китайской провинции Шэньси. В традиционном варианте он имеет 58 черт, а в упрощенном – 42.  С 2020 года оба варианта доступны для электронного набора. В целом происхождение иероглифа «бян» до конца не выяснено. Встречается даже версия о том, что раньше такого иероглифа вовсе не было и его появление – оригинальная и удачная маркетинговая фишка.

Факт №4. Китайский язык очень многолик

Это правда, даже если говорить не только о знаках китайской письменности, но и о звучании и правилах записи китайского языка.

Китайский язык выделяется невероятным диалектическим богатством, проистекающим из этнического разнообразия Китая, а также его пространственно-географических реалий. Непосредственное число существующих на сегодняшний день диалектов варьируется в районе 200, но зачастую отдельные диалекты объединяют по принципу близости друг к другу в 10 или 7 основных диалектных групп.

Носители диалектов из разных групп могут совсем не понимать друг друга на слух. Фонетико-лексико-грамматические различия у многих диалектов настолько велики, что роднит их только иероглифическая письменность. Поэтому некоторые лингвисты говорят о том, что мы, по сути, имеем дело с наличием не одного, а нескольких разных китайских языков, каждый из которых к тому же подразделяется на диалекты.

Карта диалектов. Изображение: Wyunhe, CC BY-SA 3.0, via Wikimedia Commons 

Спасает дело, конечно, государственная норма и централизированная система образования. Официальным языком КНР как с точки зрения устных, так и с точки зрения письменных стандартов является путунхуа, практически равный пекинскому диалекту и принадлежащий северной диалектической ветви.

Официальным фонетическим алфавитом и системой транскрипции, признанной сделать изучение китайских иероглифов и их стандартизированного произношения более удобным, является пиньинь, базирующаяся на латинских знаках с добавлениями и уникальными правилами чтения.

Помимо огромного числа диалектов и вариабельности иероглифов исторически китайский язык также различался на письме по правилам записи.

Наиболее употребимым письменным литературным языком большую часть китайской истории являлся вэньянь. Именно его имеют в виду, когда говорят «классический китайский язык», «традиционный китайский язык». Именно на нем написаны все великие труды китайской философии, включая основополагающие тексты конфуцианского и даосского канонов. Он существовал с V века до н. э. до начала XX века и был основан на восточных диалектах.

Еще одним важным письменным языком являлся байхуа. Он появился в XIII веке и основывался на северных диалектах. На байхуа были написаны самые известные классические китайские романы – «Путешествие на Запад» и «Сон в красном тереме», и именно байхуа лег в основу современной официальной языковой нормы путунхуа.

Помимо правил письменного изъяснения, начертания самих знаков и их числа с течением времени менялись и смысловые значения, закрепленные за иероглифами.

Учитывая все это, можно уверенно сказать, что распространенное в массмедиа утверждение о том, что любой китаец, благодаря длительному бытованию китайской иероглифической письменности, с легкостью уловит суть неадаптированного многовекового китайского текста – лишь популярный миф, и ничего больше.

Факт №5. У китайского языка сравнительно несложная, но специфичная грамматика

То, что китайский невероятно сложен для изучения – еще один миф. Да, если углубляться в историю китайского языка, все выглядит сложно. Да, если думать о числе диалектов китайского языка, все усложняется еще больше. Однако все эти сложности не имеют никакого отношения к тому, что необходимо изучить иностранцам для нормального общения с китайцами.

Как уже было сказано, в КНР есть только одна официальная норма устного и письменного китайского языка – это путунхуа. Если вы владеете путунхуа, вас поймут в любой части Китая. При этом у путунхуа относительно несложная, хотя и специфичная грамматика. У него нет времен в привычном для нас смысле, отсутствуют признаки частей речи, родов тоже нет. Глаголы не спрягаются, существительные не склоняются. Все держится на четком порядке слов в предложении, многочисленных служебных словах и распространенных фразеологизмах. То есть как таковых грамматических правил в китайском языке не так уж и много – по крайней мере, значительно меньше, чем в русском. Корейский и японский языки также намного сложнее китайского с грамматической точки зрения.

Урок китайского языка в школе №1948 «Лингвист-М»

И, завершая наш рассказ об одном из самых интересных в мире языков, порекомендуем всем, кто подумывает об изучении китайского языка, но сомневается в собственных силах, прочесть книгу Елены Макк «Китайский язык: точки опоры». А также выучить стихи Эдуарда Асадова:

«В любых делах при максимуме сложностей

Подход к проблеме все-таки один:

Желанье — это множество возможностей,

А нежеланье — множество причин».

Дерзайте и ничего не бойтесь!

Автор текста Елизавета Вайнберг, лауреат Всероссийского конкурса блогеров "ТопБЛОГ" в номинации "Наука и образование", востоковед-международник, основатель проекта "Сосновый утес Все о Восточной Азии".

Изображение на обложке: Freepik

Посмотреть все статьи

Видео на ПОИСКе

Показать все
Скачать последний выпуск Поиск
Скачайте последний выпуск газеты «ПОИСК» бесплатно прямо сейчас Скачать

ПОИСК — путеводитель по науке

Показать все