Жизнь в глубине

Микробную жизнь обнаружили на глубине почти 2,5 километра в канадском руднике. Об этом сообщает The Scientist.

Первые прямые доказательства постоянного обитания микробов в руднике Кидд-Крик — месторождении меди и цинка, залегающем на глубине трех километров в Онтарио, — представлены в недавнем номере геомикробиологического журнала (Geomicrobiology Journal). Это открытие подтверждает результаты прежних исследований, которые указывали на возможность существования глубинной микробной жизни в древних и богатых солями серной кислоты подземных водах, а также на изолированность «цветения» в земной коре от поверхностных биосферных процессов. По словам эксперта издания The Scientist эколога-микробиолога из Колорадской горной школы (Colorado School of Mines) Джона Спира (John Spear), авторам удалось показать, что воды, в которых живут эти микробы, — их естественная среда обитания, бактерии не были занесены на такую глубину с поверхности. Исследования глубоких рудников и буровых скважин последнего десятилетия выявили документированные признаки существования микробов в разных участках континентальной коры Земли, хотя высокая температура и отсутствие света считались несовместимыми с жизнью. В 2013 году геолог из Университета Торонто (University of Toronto) Барбара Шервуд Лоллар (Barbara Sherwood Lollar) с коллегами объявили об открытии воды на глубине 2,4 километра в руднике Кидд-Крик. По данным исследователей, вода удерживается в трещинах породы сотни миллионов, если не миллиарды лет, что делает ее древнейшей из известных вод на Земле. Позже группа Шервуд Лоллар сообщила о том, что глубинная вода богата сульфатами и водородом, а потому, вероятно, содержала в прошлом сульфатвосстанавливающие бактерии и теоретически может все еще может быть средой обитания этого сообщества микробов.
В новом исследовании, о котором идет речь, ученые собрали дополнительные образцы воды из рудниковых скважин и, изучая их под микроскопом, обнаружили микробные клетки, гнездящиеся среди частиц осадочной породы. По сравнению с технической водой, подаваемой в скважину с поверхности, плотность микроорганизмов в воде, ограниченной трещинами, довольно низкая — от 1000 до 10 000 клеток на миллилитр, тогда как в поверхностной воде содержатся около 100 000 микробных клеток на миллилитр. Инкубируя рудниковые микроорганизмы с различными источниками питания и отслеживая, какие из веществ были усвоены, ученые проанализировали метаболическую активность этих микробов. Таксономическую принадлежность пока — из-за малой биомассы материала — определить не удалось, но, как и предсказывали Шервуд Лоллар с коллегами, живое микробное сообщество почти полностью состоит из сульфатвосстанавливающих организмов.