Загнаны в ловушку

Откопанное близ Мехико скопление мамонтовых скелетов указало ученым на способ древней охоты. С подробностями — New York Times.

Исследователи из мексиканского Национального института антропологии и истории (National Institute of Anthropology and History) заявили о том, что найденные ими множественные останки мамонтов иллюстрируют взаимоотношения между людьми и животными плейстоцена и, возможно, указывают на первые в истории человечества звероловные ямы.
Кости около 14 мамонтов обнаружены в двух больших ямах, глубина каждой — около полутора метров, длина — больше 24 метров, выкопаны они были около 15 000 лет назад. По словам одного из археологов национального института, Луиса Кордоба Баррадаса (Luis Córdoba Barradas), до сих пор почти не было свидетельств того, что люди целенаправленно охотились на мамонтов. «Считалось, что древние охотники гнались за животными, пока те не увязнут в каком-нибудь болоте, а потом ждали их смерти», — пояснил ученый. Сейчас получены доказательства прямого нападения человека на мамонтов.
По оценкам палеонтологов, охотники были сгруппированы по 20-30 человек и загоняли животных в ловушки, используя факелы и ветви деревьев. Возможно, они сделали цепь ловушек, чтобы увеличить вероятность поимки жертвы, и найденные ямы не единственные в этом месте. В Евразии и Северной Америке было открыто множество мест, где древние люди обрабатывали туши мамонтов, и до сих пор идут споры, были ли те остатки животных результатом охоты или местом свалки гигантов древней фауны, погибших по естественным причинам. Но, как отмечает эксперт New York Times Адам Рунтри (Adam N. Rountrey) из Палеонтологического музея Мичиганского университета, «ни в одном из этих мест не было рукотворных ям». Шерстистые мамонты, которые некогда обитали почти на всех континентах, вымерли около 4000 лет назад, и для объяснения этого есть несколько альтернативных теорий, хотя, скорее всего, исчезновение этих животных произошло в результате сочетания ряда причин. Ставшие неблагоприятными из-за климатических изменений условия существования мамонтов включали кроме сдвига температур также гибель растений, которыми питались животные, а вместе с этим в среде их обитания появились люди, которым нужны были шкура и мясо мамонтов. Кости мамонтов, обнаруженные мексиканскими учеными, были выложены особым образом, и это может указывать на некую ритуальность, сопровождавшую разделку добычи.