Выйти из пузыря

Студентам есть чем заняться и за пределами кампуса

Всем известна средневековая французская песенка про горемыку-школяра, отбывающего учиться на чужбину. А как себя сегодня чувствуют студенты-иностранцы в России и во Франции? Этому посвящено недавно начатое исследование международной команды социологов.
— В рамках проекта РФФИ и французского фонда «Дом наук о человеке» по изучению университетских городов Бордо, Монпелье, Томск и Новосибирск (№18-510-22001) мы проводили фокус-группы среди иностранных студентов университетов Томска и глубинные интервью сибирских студентов, обучающихся во Франции, с целью понять, как они выбирают город, где будут учиться, и как к нему адаптируются, — рассказывает доктор социологических наук, профессор кафедры социальной работы и социальной антропологии Новосибирского государственного технического университета (НГТУ) Ирина Скалабан. — Выяснилось, когда студенты едут в зарубежные вузы либо по программам обменов, либо через образовательные рекрутинговые агентства, город играет в их выборе достаточно случайную роль. На первый план выходят знание языка, стоимость обучения и наличие желаемой специальности. Фактор города приобретает вес на втором шаге — в процессе выбора конкретного вуза. В отношении наиболее значимых критериев наши выводы совпадают с результатами рейтинга QS Best Students Cities: в Сибирь иностранцев привлекает соотношение цены и качества образования. Однако затем вступают в силу другие критерии привлекательности. Согласно опросам, студентам важны, во-первых, высокий удельный вес их собратьев среди населения города, особенно заметность доли иностранных граждан, во-вторых, давние традиции подготовки кадров. Концентрация учащихся вузов в городском пространстве и наличие среди них иностранцев дают ощущение безопасности и комфорта. Поэтому российским управленцам надо учитывать, что фактор заметного присутствия иностранных студентов работает несколько раз: пополняет бюджет, притягивает других иностранцев и попутно придает городу имидж безопасного, толерантного и привлекательного с межкультурной точки зрения.
Были в исследовании и моменты, социологов удивившие. Так, при использовании метода социального картирования (группа участников вместе рисует карту города) выяснилось, что иностранные студенты томских университетов живут, по сути, не в городе, а в четко территориально ограниченном пространстве университетского центра — «баблах» («пузырях», как определили это пространство сами информанты). Они редко покидают пределы центра Томска, где сосредоточены кампусы вузов.
По мнению И.Скалабан, в городской политике необходимо учитывать разницу в восприятии этого района горожанами, включая муниципальные органы власти, и приезжими студентами. Первые видят в проспекте Ленина культурный и деловой центр города с сопутствующими ему особенностями, а вторым важен комфорт повседневного проживания: где купить свежие овощи и найти прачечную. Нужно искать способы гармоничного совмещения этих функций. Кроме того, необходимо не только создавать новые и реконструировать старые кампусы как самостоятельные локальные территории, но и целенаправленно расширять их границы, делая заметным присутствие студентов и в других районах города, организуя мероприятия, создавая места отдыха и там тоже.
Интересными оказались различия в оценках университетских городов у иностранных студентов, обучающихся в Сибири, и российских, приехавших во Францию. Россияне одним из существенных признаков университетского города во Франции назвали гражданскую активность студентов, их вовлеченность в повседневную городскую жизнь. И здесь уместны два примера из жизни Бордо.
— Францию можно считать страной умеренного приема потока мигрантов — ежегодно даются от 200 до 250 тысяч разрешений на проживание, — комментирует профессор социологии Университета Бордо Клэр Шифф. — С 1990 года появилась новая категория мигрантов — несовершеннолетние, которые в одиночку прибыли во Францию в поисках убежища. Ежегодное количество таких подростков-беженцев — около 25 тысяч человек. Несколько лет назад в Бордо прибыли около 1000 мигрантов, и выяснилось, что городские власти не готовы оперативно решать проблему предоставления им жилья. Тогда студенческая ассоциация под названием La Ruche («Улей») провела захват нескольких заброшенных городских зданий. Студенты помогли особо обездоленным мигрантам туда вселиться и организовали повседневное снабжение таких сквотов (официальное название незаконно заселенных пустующих домов), создав реальное убежище для ста юных мигрантов. Надо сказать, Университет Бордо не выразил официальной позиции по поводу не вполне законной деятельности своих студентов, считая такую активность их гражданским правом.
Более легальной оказалась другая инициатива студентов Бордо, осуществленная студенческой организацией AIME. Многие мигранты получили у себя на родине школьный аттестат и могли бы подать заявку в один из университетов, если бы не плохое знание языка. И студенты, а также поддержавшие их учителя-пенсионеры организовали еженедельные бесплатные курсы французского. Студенты с удовольствием тратили несколько часов в неделю, чтобы стать buddy (компаньонами) для юных зарубежных сверстников и попытаться вовлечь их в жизнь университетского города. Социологи считают, что проблема создания максимально комфортной для жителей и студентов городской среды может решаться и таким образом — через студенческую взаимопомощь. Кстати, во время фокус-групп в Томске выяснилось, что buddy-организации есть и в ТПУ, и в ТГУ, только иностранные студенты о них не всегда знают. Многие иностранные участники фокус-групп отмечали, насколько им не хватает общения с местными жителями.
И здесь вновь можно взять пример с французских университетов.
— Если иностранные студенты на Рождество не уезжают домой, то мы предлагаем им отметить праздник с французской семьей, обычно это сотрудники университета и наши знакомые. Некоторые семьи сотрудничают с нами уже несколько лет, — рассказала Катаржина Лукьянов-Паджак, руководитель департамента иностранных студентов Университета Савойя-Монблан.
— Именно открытость и доброжелательность местных жителей, их неподдельный интерес к приезжим студентам, по мнению выпускников сибирских университетов, являются отличительной особенностью университетских городов Франции, — комментирует И.Скалабан. — Удивительным образом в рейтингах студенческих городов фактор лояльности и толерантности жителей города к иностранцам вообще не рассматривается. Между тем в интервью с любым студентом-иностранцем доброжелательность местного населения фигурирует в первой линии оцениваемых показателей.

Ольга КОЛЕСОВА

Нет комментариев