Вернуть леопарда

Ученые идут по следам исчезнувшего хищника

На «перезагрузку» поставлен масштабный проект по восстановлению на Северном Кавказе популяции переднеазиатского леопарда, реализуемый WWF России, Институтом проблем экологии и эволюции им. А.Н.Северцова РАН (ИПЭЭ РАН) и Минприроды РФ. Он начат в 2006 году, а в 2016-м в Кавказский государственный биосферный заповедник были выпущены первые три хищника — Ахун, Килли и Виктория. С этого момента «Поиск» следит за ходом выполнения проекта. В прошлом году в Североосетинский заповедник выпустили Эльбруса и Волну. Позже опять в Кавказский заповедник был выпущен Артек.
В конце прошлого года ошейник леопарда Эльбруса передал специальный сигнал SOS. Старший научный сотрудник ИПЭЭ РАН Хосе Антонио Эрнандес-Бланко, отвечающий за накопление и дешифрирование данных, поступающих с ошейников выпущенных леопардов, пояснил: это означает, что прибор более 24 часов находится на одном и том же месте. Сигнал SOS поступил из Южной Осетии, куда Эльбрус перебрался через Рукский перевал. В самом таком перемещении нет ничего удивительного, ибо переднеазиатские леопарды — большие любители дальних походов, особенно в период освоения новой территории.
Что же произошло со зверем?
К месту происшествия отправилась экспедиция в составе мониторинговой группы ученых Института экологии горных территорий им. А.К.Темботова РАН (Кабардино-Балкария), сотрудников Североосетинского заповедника (РСО-Алания), а также Минприроды Северной Осетии, Комитета экологии, МЧС и КГБ Южной Осетии.
— Академик РАН Вячеслав Рожнов, руководитель проекта ИПЭЭ РАН и компании «РусГидро» по восстановлению переднеазиатского леопарда в Северной Осетии, обратился к нам с просьбой оказать содействие в поисках кавказского барса на территории Южной Осетии, — рассказал председатель Комитета по геологии, экологии и природопользованию Южной Осетии Бала Бестауты. — Мы, разумеется, откликнулись на этот призыв, приняли участие в экспедициях, намерены и в дальнейшем работать вместе.
До точки последней локации ошейника участники экспедиции не дошли метров 600-700. Но в горах полкилометра по прямой вовсе не означает близко.
— Впереди оказался крайне сложный рельеф, — вспоминает заведующий лабораторией горного природопользования Института экологии горных территорий им. А.К.Темботова РАН, кандидат биологических наук Алим Пхитиков. — Пошел сильный снег, резко ухудшилась видимость. К тому же мы шли налегке.
Экспедиция вынуждена была отступить, но ученые не сдались. В середине зимы специалисты ИПЭЭ РАН сообщили, что GPS-координаты с одного и того же места поступать перестали. Видимо, ошейник оказался под глубоким слоем снега и льда. Однако место его нахождения было уже надежно зафиксировано, кроме того, благодаря передатчику с дополнительным сигналом УКВ ошейник может быть обнаружен на местности. В конце весны команда ученых и специалистов разных ведомств вновь отправилась в поход. На сей раз добраться до места удалось. Даже был зафиксировали сигнал, передаваемый ошейником в УКВ-диапазоне. Он поступал из центра сошедшего лавинно-селевого потока, состоящего из плотной агломерации камней, спрессованного снега и льда, на высоте примерно 2500 метров.
Но здесь людей ждали новые опасности и проблемы.
Место представляло собой ложбину лавинного лотка, где в течение долгого времени копятся сошедшие со склонов снежные массы. К тому же оно расположено на теневой стороне ущелья, поэтому образовался не растаявший до середины мая значительный слой ледово-каменистой массы.
— Мы начали расчистку, но быстро поняли, что это нам не по силам, — сказал А.Пхитиков. — Тут еще с вершин сорвались два снежных козырька, хотя объем снега был небольшой и снег немного не дошел до места работы, еще несколько козырьков нависали над местом раскопок и представляли реальную опасность для жизни участников экспедиции. Исходя из погодных условий, рельефа, сложности проведения работ, в целях обеспечения безопасности группы было принято решение возвращаться.
Итак, две экспедиции однозначного ответа о судьбе Эльбруса не дали. Но определенные выводы делать преждевременно, убежден А.Пхитиков. Он напомнил историю с Ахуном, одним из трех первых леопардов, выпущенных в 2016 году в Кавказском государственном биосферном заповеднике. Его ошейник через три месяца после выпуска также передал сигнал неподвижности SOS. Оказалось, что леопард его просто снял. Прибор сигналил SOS, а сам леопард разгуливал уже без ошейника (позже он был зафиксирован фотоловушкой) и продолжает, по косвенным данным ученых, прекрасно обходиться без него по сей день.
Нельзя совсем исключить и так называемый несанкционированный сброс ошейника. Теоретически ошейники держатся на животном до определенного расчетного срока, который, по словам Хосе-Антонио, программируется заранее, когда ученый снабжает животного передатчиком перед выпуском. По истечении заложенного срока ошейник автоматически сбрасывается, чтобы не мешать хищнику. Специалист по данным мониторинга имеет также возможность дистанционно подать команду на «сброс». Крайне редко ошейник сам спадает с животного. В конце лета, когда основная масса снега и льда сойдет, ученые и специалисты попытаются вновь отправиться в экспедицию, чтобы установить, что же случилось с Эльбрусом на самом деле.
Хочется надеяться на лучшее. Пока же определенно можно сказать только то, что из шести особей, выпущенных на свободу в 2016-м и 2018 годах, продолжают успешно осваивать территорию трое: из первой партии — Ахун (Килли и Виктория погибли), из второй — Волна и Артек.
— Программа по восстановлению леопарда на Кавказе сейчас пересматривается и модернизируется, — отметила старший научный сотрудник лаборатории поведения и поведенческой экологии ИПЭЭ РАН, кандидат биологических наук Анна Ячменникова. — Накоплен опыт, построены прогностические модели местообитаний и поведения животных. Стало очевидно, насколько важны грамотная работа с населением, мониторинг социальной ситуации. Активизируется сотрудничество с иностранными коллегами в рамках международного проекта по восстановлению леопарда в пределах его естественного ареала. В него входит не только Российский Кавказ, но и вся территория между Каспийским и Черным морями, а также частично территории Турции, Ирана и Туркмении. Наш институт подготовил на следующие 10 лет актуализированную программу. Она содержит все направления проекта, начиная от планирования работы с животными для разведения и мониторинга выпущенных хищников, заканчивая системной работой с населением. Тут предусмотрены и вопросы экологического просвещения, и мониторинг социальной ситуации, формы и методы взаимодействия всех задействованных федеральных и международных организаций. Все участники проекта рассмотрят обновленный проект программы, внесут свои замечания, после чего она должна быть утверждена в Министерстве природных ресурсов и экологии РФ.
Работы хватит всем!

Станислав Фиолетов

Нет комментариев