Вчера было рано

Российский ученый Денис Ребриков приступил к редактированию генов в человеческой яйцеклетке для устранения мутации, приводящей к глухоте. С подробностями — Nature News.

Денис Ребриков из Научного центра акушерства, гинекологии и перинатологии имени академика В.И.Кулакова начал генетическое редактирование в яйцеклетках, предоставленных женщиной с нормальным слухом. На данном этапе ученый намерен изучить возможности возникновения вредных нецелевых мутаций, которые могут сопутствовать использованию редактирующей системы CRISPR-Cas9. В письме, направленном в Nature, Д.Ребриков сообщил также, что вскоре он опубликует результаты экспериментов, в которых проверяется способность CRISPR «чинить» мутантный ген глухоты GJB2 в яйцеклетках, взятых у взрослых людей с этой мутацией. Люди с двумя мутантными копиями гена GJB2 почти ничего не слышат без слуховых аппаратов или кохлеарных имплантов. По словам Д.Ребрикова, новые результаты станут основой для клинической работы. Он уже получил разрешение экспертного совета Центра Кулакова на проведение своих исследований, но оно не предполагает имплантацию редактированных яйцеклеток в матку с последующей беременностью. Кроме одной супружеской пары глухих, которая, как сообщалось ранее, уже дала принципиальное согласие на редактирование эмбрионов с тем, чтобы избавить детей от неминуемого наследственного дефекта, Д.Ребриков ведет переговоры с четырьмя другими парами, в которых у обоих будущих родителей по две мутантные копии гена GJB2, отмечает Nature News.
В интервью журналу Nature Д.Ребриков подчеркнул, что без разрешения Министерства здравоохранения Российской Федерации он не пойдет дальше экспериментов на яйцеклетках. «Я точно не буду переносить отредактированные эмбрионы (в организм женщины) без разрешения регулятора», — заявил ученый. Но разрешение это может появиться не скоро и только после испытаний на безопасность. Недавно министерство выступило с заявлением, в котором говорится о преждевременности создания генетически редактированных детей. Свои сомнения в целесообразности редактирования глухоты некоторые ученые и специалисты по биоэтике в других странах аргументируют тем, что этот недуг не смертелен. Среди критиков плана Д.Ребрикова — пионер создания системы CRISPR Дженифер Дудна (Jennifer Doudna) из Калифорнийского университета Беркли (University of California, Berkeley), которая считает, что эксперименты российского коллеги «подрывают доверие к методу». На вопрос Nature будет ли Д.Ребриков продолжать опыты с редактированием яйцеклеток, несмотря на то что и Всемирная организация здравоохранения считает их преждевременными, ученый ответил цитатой из Ленина: «Вчера было рано, завтра будет поздно».