В путешествие — с ножами

Свидетельства грандиозного похода неандертальцев обнаружены в сибирской пещере. Об этом сообщают «Наука в Сибири» и Science News.

Сибирские археологи нашли в Чагырской пещере на юге Алтайского края каменные орудия, идентичные неандертальским орудиям в Европе. Результаты исследования этих артефактов опубликованы в Proceedings of the National Academy of Sciences и указывают на трансконтинентальное путешествие неандертальцев. Примерно от 200 тысяч до 100 тысяч лет назад на Алтае уже жили неандертальцы первой волны, отделившиеся от единой популяции. Их останки были обнаружены в отложениях Денисовой пещеры. Вторая волна неандертальцев пришла на Алтай из Восточной Европы примерно 60 тысяч лет назад и принесла с собой культуру производства асимметричных двусторонних ножей для мяса. К тому времени неандертальцев первой волны в Денисовой пещере уже не было. Артефакты, найденные в Чагырской пещере, совершенно не похожи на другие каменные орудия со стоянок Горного Алтая. «Мы задались вопросом: кто их принес?» — цитирует руководителя исследования, доктора исторических наук Ксению Колобову из Института археологии и этнографии СО РАН издание «Наука в Сибири». Антропологические находки представлены в Чагырской пещере только неандертальским подвидом человека и датируются периодом от 60 до 50 тысяч лет назад. «Мы стали сравнивать наши каменные орудия с найденными поблизости и не встретили ничего похожего ни на Алтае, ни в Средней Азии, ни в районе Урала. Единственные ближайшие аналоги обнаружились на территории Поволжья. Дальше мы начали находить такие же предметы на территории Крыма, Северного Кавказа, в Восточной и Центральной Европе», — рассказала К.Колобова.
Орудия из Чагырской пещеры оказались похожи на те, что производились в рамках микокской палеолитической культуры от 150 тысяч до 30 тысяч лет назад. Алтайские изделия были произведены 60-50 тысяч лет назад, что говорит о хронологическом, технологическом и типологическом пересечении, отмечают археологи. Сравнительный анализ орудий из Чагырской пещеры и орудий с одной стоянки на территории Германии, которая датируется примерно так же, как Чагырская пещера, показал такую степень сходства, которая может быть представлена на одном памятнике. Однако расстояние между двумя объектами составляет примерно пять тысяч километров, а ближайшие памятники этой культуры находятся на расстоянии трех тысяч километров. По оценкам исследователей, неандертальцы начали свое путешествие из Европы на восток около 80-70 тысяч лет назад, передвигаясь, вероятнее всего, по северному берегу Каспийского моря.