В пожарном порядке

Климатическая лихорадка торопит с созданием прорывных технологий

Прошедшее лето в Якутии запомнилось отсутствием дождей, небывалой засухой и огромным количеством лесных пожаров, причем впервые в современной истории республики от верхового лесного пожара серьезно пострадал населенный пункт — это село Бясь-Кюель Горного улуса — а в Чурапчинском улусе при тушении такого же верхового пожара погиб доброволец. Поэтому тема лесных пожаров и в целом проблемы, связанные с глобальным изменением климата, широко обсуждаются на различных площадках как в Республике Саха, так и за ее пределами.
— Для ответа на глобальные вызовы и смягчения последствий потепления необходимо проводить комплексные международные меж- и трансдисциплинарные исследования, направленные на развитие социума в гармонии с природной средой, и создавать новые прорывные технологии по всем научным дисциплинам, способствующим адаптации человека к изменению климата, — считает заместитель председателя Якутского научного центра Сибирского отделения РАН по науке и международным проектам, главный научный сотрудник Института биологических проблем криолитозоны СО РАН, доктор биологических наук Трофим Максимов. — Совершенно очевидно, что это проблема не одной страны и надо консолидироваться — работать сообща. Федеральный исследовательский центр «Якутский научный центр СО РАН» имеет большой научный задел мирового уровня и уникальную современную научную базу для проведения таких междисциплинарных исследований.
Т.Максимов далеко не первый год занимается этой проблематикой. Он профессор Университета Хоккайдо, вице-президент Общества физиологов растений России, научный руководитель и ответственный исполнитель 53 международных научных проектов по изменению климата с 18 странами мира, руководитель международной сети наблюдений SakhaFluxNet. Индекс цитирования в рейтинговых научных изданиях (индекс Хирша по Web of Sciences и Scopus) — 32.
— Климат Земли сильно лихорадит, и это начало природного коллапса, в результате которого нарушаются система и структура природной среды и характер взаимодействия атмосферы, биосферы, гидросферы и криолитосферы, — считает ученый. — Все научное мировое сообщество понимает: происходящее с природной средой в Якутии сразу же сказывается на всей нашей планете. Ведь обширные лесные и тундровые экосистемы криолитозоны России обладают способ­ностью поглощать большой объем парниковых газов. Нужны финансовые вложения в фундаментальную науку для исследования экосистем этого региона. В изучении изменения климата очень важна роль научной дипломатии для взаимодействия науки, общества, других заинтересованных сторон, включая правительства стран.
Потепление в Якутии может привести к изменениям продуктивности легкоранимых северных экосистем, исчезновению основных промысловых видов растений и животных, заболачиванию территорий, появлению новых паразитов и возбудителей болезней, перестройке инфраструктуры поселений, увеличению аномальных природных явлений и атмосферных осадков: ливней и снегопадов, ветров, гроз, молний, оползней, засух и др. Оно также связано с большими выбросами парниковых газов в атмосферу в результате сжигания ископаемого топлива (угля, нефти, газа), таяния многолетней мерзлоты и увеличения лесных и тундровых пожаров. Необходимы надежная валидация и верификация бюджета углерода по странам. И эту задачу не решить без признанной на международном уровне современной научной инструментальной базы и накопленного в мире запаса знаний.
— Но не следует забывать и о том, что глобальное изменение климата имеет также положительные последствия для нашего региона, — продолжает Т.Максимов. — Так, благодаря потеплению продлевается использование Северного морского пути и сокращается отопительный сезон, снижается риск обморожений и простудно-легочных заболеваний, улучшается доступность территорий и акваторий для летнего туризма. Расширяется зона землепользования, продвигаясь на север, увеличиваются вегетационный период растений и продуктивность лесных экосистем, меняется ареал обитания некоторых видов флоры и фауны.
В конечном счете легкоранимые мерзлотные экосистемы Якутии должны быть выведены в устойчивое русло развития, уверен заместитель председателя Якутского научного центра СО РАН.

Подготовила Мария Ефремова