Тише, мыши…

За лабораторными животными присмотрит искусственный интеллект

Студенты и аспиранты Самарского национального исследовательского университета им. С.П.Королёва разработали программный комплекс Rat’s Lab на основе нейросетей для умного видеонаблюдения и автоматического анализа поведения лабораторных мышей и крыс. В отличие от ученого с блокнотом и ручкой он может без устали 24 часа в сутки следить за тем, как ведут себя и чем занимаются хвостатые участники того или иного эксперимента.
Для оценки изменений в поведении грызунов в мировой практике разработано множество стандартных тестовых ситуаций, придуманы различные локации и устройства — беговые колеса, лабиринты, бегущие дорожки. Во время тестирования лекарств и косметики проводятся эксперименты для того, чтобы определить действие и возможные побочные эффекты испытываемого препарата. Ученые смотрят, влияет ли лекарство, например, на походку животных, координацию движений, цепкость лапок, на память и даже настроение, — веселую мышку, например, можно отличить по поведению от грустной. Исследователи даже научились различать крыс-оптимистов и пессимистов.
«Наш Программный комплекс с помощью видеокамер будет автоматически следить за грызунами, считывать и фиксировать различные показатели их поведения и сводить все эти данные в таблицу, — рассказывает один из авторов Rat’s Lab, студентка биологического факультета Мария Баландина. — Подсчет показателей, да и само обнаружение грызуна в ходе видеонаблюдения будут вестись с помощью нейросетей. Все подобные системы, используемые сейчас в России, созданы за рубежом, они дороги и малодоступны. Наша разработка будет значительно дешевле и поможет заместить импортные аналоги. Она может использоваться практически во всех стандартных тес-товых ситуациях и устройствах, утвержденных международными нормами проведения экспериментов на грызунах».
По словам разработчиков, созданное в университете программное обеспечение, в перспективе также может применяться для совершенствования систем автоматического мониторинга миграции животных в дикой природе — его легко можно перенастроить на работу с другими, намного более крупными, представителями фауны. Уже готов прототип программного комплекса, ведутся его тестирование и пополнение баз данных. Разработкой самарских студентов заинтересовался ряд институтов РАН и парфюмерно-косметических компаний. Серийный прототип Rat’s Lab планируется создать до конца 2022 года.

Пресс-служба Самарского университета