Тайны кратера Гейл

Присутствие метана в атмосфере Марса подтвердилось независимыми исследованиями. С подробностями — Space.com.

Некоторое время назад марсоход NASA Curiosity установил, что фоновый уровень метана в марсианской атмосфере имеет сезонную цикличность, достигая пика летом Северного полушария. Шестиколесный робот определил также два всплеска выбросов этого газа в пределах 154-километрового кратера Гейл: один — в июне 2013-го, а второй — с конца того же года до начала 2014-го. Это открытие представляет интерес для астробиологов, поскольку метан может быть индикатором жизни на Марсе, или, как говорят ученые, биосигнатурой. Большая часть метана в атмосфере Земли выделяется микробами и другими организмами, хотя этот газ может возникать и в результате различных геологических процессов. Данные миссии NASA 2013 года сейчас подтвердил орбитальный аппарат Европейского космического агентства (ESA) Mars Express, зарегистрировавший всплеск, или плюмаж, метана, находясь высоко над поверхностью Красной планеты. Но это еще не все. В исследовании, которым руководил Марко Джуранна (Marco Giuranna) из Национального института астрофизики (Istituto Nazionale di Astrofisica) в Риме, удалось отследить вероятный источник выброса метана в июне 2013 года. Для этого астрофизики использовали данные, полученные установленным на аппарате Mars Express Планетарным спектрометром Фурье (Planetary Fourier Spectrometer). Этот прибор создан в сотрудничестве с российскими учеными из Института космических исследований РАН.
Определить метан с марсианской орбиты непростая задача хотя бы потому, что газа этого немного и он слабо поглощает. Тем более непросто отследить возможное местонахождение источника метанового плюмажа. Джуранна с коллегами разделили зону вокруг кратера Гейл на квадраты со стороной 250 км, а затем посредством компьютерного моделирования создали миллион сценариев выброса метана для каждого квадрата, чтобы в каждом из них можно было оценить вероятность нахождения источника газа. Каждый квадрат рассматривался с точки зрения геологии — присутствия каких-то особенностей, которые можно ассоциировать с выбросами метана, в частности, линий разломов и их пересечения. Симуляции атмосферных процессов и независимая от этого геологическая оценка указали на один и тот участок происхождения метана. Он расположен в 500 км к востоку от кратера Гейл. Об этом ученые пишут в журнале Nature Geoscience. Как сказал в комментарии изданию Space.com Джуранна, возможный источник может содержать метан, удерживаемый подо льдом. Этот метан может эпизодически высвобождаться из трещин, которые образуются в вечной мерзлоте из-за частичного таяния льда, а поскольку в силу разных причин давление газа способно возрастать, он будет выбрасываться в атмосферу.

Марина АСТВАЦАТУРЯН,