Спасение ускорением

Найден способ оптимизации диагностики рака ЖКТ

Количество показателей для диагностики раковых опухолей можно сократить в десять раз. К такому выводу пришли ученые Белгородского государственного национального исследовательского университета (БелГУ), Курского государственного медицинского университета, Юго-Западного государственного университета (Курск) и Тульского государственного университета (ТулГУ).

— На базе кафедры «Общая патология» Медицинского института ТулГУ были проведены экспериментальные исследования на лабораторных животных с целью изучения возможных механизмов восстановления физиологических процессов деления клеток при экспериментальных опухолях, — рассказала доктор медицинских наук, профессор, заведующая кафедрой Татьяна Субботина. — В процессе работы были изучены возможности коррекции опухолевого процесса с применением стволовых клеток и воздействия физических факторов на экспериментальных животных. На основании полученных данных стало возможным экстраполировать положительные результаты в разработки ученых БелГУ и вузов Курска. В экспериментальной работе принимал участие весь коллектив нашей кафедры, а также студенты 3-4 курсов.
В рамках исследования ученые изучили восемь сывороточных цитокинов, шесть ферментов антиоксидантной системы, три продукта перекисного окисления липидов у больных и здоровых людей.
В результате медики пришли к выводу, что наиболее эффективной является предварительная диагностика злокачественных новообразований желудка при помощи анализа содержания в крови определенных информационных молекул цитокинов и параметров оксидантной и антиоксидантной систем.
Исследователи создали корреляционные модели, показывающие структурные взаимосвязи параметров цитокиновой, оксидантной и антиоксидантной систем практически здоровых лиц и больных.
Все это позволяет не только верифицировать диагноз, но и снизить финансовые расходы онкологической службы на его постановку. Сегодня диагностику злокачественных новообразований желудочно-кишечного тракта проводят по 50 основным параметрам, а предложенный исследователями метод позволяет использовать только пять лабораторных показателей: ИЛ-2, ИЛ-4, ИЛ-12, глутатион-S-трансфераза, глутатионпероксидаза.
Результаты исследований авторского коллектива изложены в статье «Информативность и корреляционные модели интерлейкинов, показателей оксидантной и антиоксидантной систем при злокачественных новообразованиях желудочно-кишечного тракта», опубликованной в 2019 году в журнале «Вопросы онкологии».
В Медицинском институте ­ТулГУ в течение многих лет изучаются возможности диагностики, профилактики и лечения онкологических заболеваний. Исследования осуществляются при участии других университетов и научных организаций. Существенная значимость придается не только поискам средств диагностики, но и разработке методов предупреждения и лечения этих болезней.
Проведены исследования и опубликованы результаты совместного использования крайне высокочастотного воздействия в сочетании со стволовыми клетками при искусственно вызванных опухолях у экспериментальных животных. Показана возможность предупреждения развития экспериментальных опухолей при таком воздействии. Клеточный материал поставляется для экспериментов «Гемабанком» (Москва) в соответствии с заключенным с ним договором.

Татьяна Крикункова