Смотри, трогай, думай!

Музеи науки сами себя перекраивают

 

Эдуардо МАРТИНЕЗ
PhD, международный консультант ЮНЕСКО по теме
«Наука, технологии и инновации»

 

 

 

 

(Окончание. Начало в №35)

Современные научные музеи — четвертое поколение храмов муз, где люди знакомятся с историческим и культурным наследием познаний человечества о мире, концентрируют свое внимание на междисциплинарных исследованиях. Причем демонстрировать сложность нынешних музеев их создатели стараются через зрелищные эксперименты, инновационную подачу материала. Как элемент обучения практикуют дискуссии с посетителями разного уровня подготовленности, проводят выставки и мероприятия не только для зрителя, присутствующего очно, но и для виртуального — сетевого сообщества. Команды музейных специалистов поражают посетителей, конструируя мультимедийные экспонаты, которые голосом, светом, движущимся изображением рассказывают о событиях, объектах, явлениях и идеях. Появляются даже межстрановые музейные центры, где трансформируемые экспозиции создают силами нескольких музеев разных государств. Там очень впечатляюще рассказывают о взаимодействии науки, технологий, экологии, искусства.
Постепенно нормой становится диалог между посетителями и профессиональными гидами музеев, увлекающими участников дискуссий за пределы пространства научного центра, времени, в котором мы живем. Между физическими объектами экспозиции и внешним миром исчезают барьеры, поскольку посетители виртуально расширяют пространство и перемещаются в нем как по эпохам, так по объектам и технологиям. Творческий, информативный, критический и инновационный, коммуникативный и перформативный учебный центр — вот что такое сегодня современный научный музей. И он поражает своими возможностями. По мере нарастания потребности у общества возникают центры, которые представляют собой сеть разных научно-технических музейных площадок, взаимосвязанных исследовательских сообществ, программ, мероприятий. Их научная суть космически охватывает наш мир.
Совместный, постоянно преобразующийся междисциплинарный центр — это прежде всего инклюзивное общественное учреждение. Это коммуникативная площадка, где проводятся общественные фестивали и совместные выставки, стимулирующие движение социальных процессов в желаемую сторону. Например, внедрение в сознание людей ответственности за экологию определенных территорий. Скажем, за чистоту рек, протекающих через несколько стран. Привычно работает модель взаимодействия музея с партнерами по общему делу — организации и обмену выставками. Это, конечно, противоречие: музей демонстрирует сделанное, открытое, а намерен будировать в обществе тягу к новому, нестандартному. Музей старается приучить людей общаться, грамотно взаимодействовать для решения застарелых проблем. Причем делать это, общаясь как с знакомыми, друзьями, так и с неизвестными людьми, которые в процессе совместных усилий становятся партнерами. Экспозиция правильно организованного научного музейного центра адаптируется к посетителям, подстраивается под уровень их знаний и увлеченности. Центр поощряет гостей музея строить свой собственный научный опыт в той сфере, которая их интересует. И здесь важно то, что современные научные музеи демонстрируют людям не магическую силу науки, волшебно избавляющую человечество от проблем, а показывают, что эффективное решение достигается только через глубокую образованность, междисциплинарный подход, что поиск решения обычно долог, что ученый обязан быть ответственным за свои предложения.
Однако любое развитие не происходит без проблем. Научно-техническим центрам и музеям XXI века суждено препятствовать контролю над знаниями и информацией со стороны крупных бизнес-конгломератов, желающих расширить любой ценой свою собственность и влияние. Самое интересное, что деятельность музеев не противоречит цели бизнеса — извлечению прибыли. Индустриальные гиганты вполне могут вкладываться в обустройство выставочных площадок по своей тематике в музеях, вокруг них бизнес может не только продавать фаст-фуд, сувениры, альбомы и игрушки, но и организовывать обучающие курсы, мастер-классы для представителей разного возраста, приглашать на экскурсии, «вербовать» в профессию по актуальным для бизнеса темам. Опираться на людей с пытливым умом всегда перспективно.
Также важно отметить, что современный междисциплинарный музейный центр, даже интерактивный, требует постоянного обновления, а значит, вложения средств. По своей идее, задумке, он выделяет наиболее ценное в прошлом, но его главное дело — улучшение понимания настоящего и прогнозирование будущего. Научный музей обсуждает текущую жизнь, стремясь донести до своих посетителей контексты и проблемы, осведомленность в вопросах техники, культуры, экологии, здравоохранения и искусства. Общество, где люди привыкли думать самостоятельно, задают вопросы, критически воспринимают окружающий мир, постепенно приходит к убеждению, что обучение должно быть составной частью существования человека в любом возрасте, причем большую часть жизни в форме самообучения, которое строится на любознательности, исследовании, уважении к подлинности факта, принятии разнообразия мира. Способствовать такому самообучению могут хорошие научные музеи, развитию которых в развитых государствах уделяется все больше средств и внимания. Научные музеи становятся показателем развития гражданского общества.

Нет комментариев