Следы из прошлого

Отпечатки ног группы неандертальцев обнаружены во Франции. Об этом сообщает New York Times.

Группа неандертальских детей семенила вдоль нормандского берега 80 000 лет назад, следы быстро занесло песком, и они дошли до наших дней как призраки того прохода, пишет New York Times. Следы были обнаружены археологами, которые работают в месте под названием Ле-Розель на северо-западном побережье Франции. Осторожно отслаивая песок, ученые с 2012-го по 2017 годы нашли 257 отпечатков ног и описали это открытие в недавнем номере Proceedings of the National Academy of Sciences. Находки, связанные с неандертальцами, — окаменелые останки и изделия, откапываемые в Европе и Азии, — постепенно создают картину сложной культурной и социальной жизни наших ближайших вымерших родственников. Вопреки некогда бытовавшим представлениям неандертальцы не были слаборазвитыми, дремучими пещерными людьми. Ученые находили артефакты, свидетельствующие о том, что они изготовляли каменные орудия, создавали пещерные рисунки и совершали различные ритуалы, в частности, хоронили своих умерших сородичей. Но ископаемые останки и отдельные изделия не представляют всей истории. «Это действительно трудно — выяснить состав и размер групп неандертальцев по скелетным останкам и каменным орудиям», — говорит руководитель нового исследования Джереми Дюво (Jeremy Duveau) из французского Национального музея естествознания (French National Museum of Natural History). До сих пор ученые могли лишь догадываться о размерах групп неандертальцев, и эти догадки основаны, в частности, на размерах сооружений, которые строили неандертальцы для укрытия, а также числе индивидуумов в захоронениях в пределах одной стоянки. Все это были косвенные оценки, вызывающие в профессиональном сообществе жаркие споры. Следы в Ле-Розеле могут дать более ясное представление о размерах неандертальской группы и их общественной жизни.
Дюво с коллегами подсчитали, что число людей, оставивших следы в Ле-Розеле, было не меньше 10, но не больше 13, по-видимому, они жили в этом месте между осенью и весной на протяжении нескольких лет. Анализ размера и формы следов подтвердил, что они соответствуют известной ученым широкостопой неандертальской ноге: она шире и с более низким сводом, чем у типичного Homo sapiens. По размеру следов ученые также смогли вычислить вес тела тех, кто их оставил. К своему удивлению они увидели, что все индивидуумы были ростом ниже 1 метра 20 сантиметров, то есть это были дети и подростки, потому что средний рост взрослых неандертальцев был 1 метр 60 сантиметров. Самый маленький след оставил двухлетний ребенок. По мнению Дюво, группа детей могла находиться здесь под присмотром старшего подростка, пока взрослые охотились или работали неподалеку.