Сладкая жизнь

В метеоритах впервые обнаружили одно из ключевых для зарождения жизни соединений. Об этом сообщают NASA и Science News.

Международная группа исследователей обнаружила в метеоритах сахара. Это открытие дополняет список биологически важных соединений, входящих в состав метеоритов, подкрепляя гипотезу о том, что химические реакции в астероидах — родительских телах многих метеоритов — могут приводить к образованию молекул, без которых невозможна жизнь на Земле. Если это так, то бомбардировка древней Земли метеоритами могла способствовать зарождению на ней жизни, потому что приносила с собой необходимый строительный материал. Ученые обнаружили рибозу и другие биологически значимые сахара, в том числе арабинозу и ксилозу, в двух разных метеоритах, богатых углеродом. Это метеориты NWA 801 и Murchison. Рибоза — ключевой компонент РНК, рибонуклеиновой кислоты. В современных организмах РНК выполняет множество функций, среди которых — копирование генетической информации с ДНК и передача ее к молекулярным фабрикам внутри клетки, рибосомам, которые на основании сведений, полученных от РНК, собирают белки, обеспечивающие все жизненные процессы. «Ранее в метеоритах находили другие важные составляющие жизни, включая аминокислоты, из которых получаются белки, а также нуклеотидные основания — это центральные компоненты ДНК и РНК, но недостающим звеном были сахара, входящие в состав генетических молекул», — отмечает Йосихиро Фурукава (Yoshihiro Furukawa) из Университета Тохоку (Tohoku University) в Японии, главный автор статьи об открытии в журнале Proceedings of the National Academy of Sciences.
По словам Фурукавы, это исследование предоставило первые прямые доказательства присутствия рибозы в космосе и доставки этого сахара на Землю. Сахарная молекула внеземного происхождения могла способствовать возникновению РНК на пребиотической Земле, что, возможно, привело к возникновению жизни, то есть образованию биологического материала из небиологического. Обнаружение компонента РНК в метеорите подкрепляет идею о том, что он запустил «машину жизни» раньше, чем появилась ДНК. По мнению авторов, полученные результаты помогут также в предстоящем анализе образцов с примитивных астероидов Рюгу и Бенну, которые должны быть возвращены на Землю зондом Hayabusa-2 Японского агентства аэрокосмических исследований (JAXA) и аппаратом NASA OSIRIS-REx.