Скальпелем и бетатроном

Уникальная методика лечения онкологических заболеваний отмечена Госпремией

Лауреатами главной награды Российской Федерации в области науки и технологий стали медики. За создание фундаментального междисциплинарного биомедицинского подхода к лечению, реконструкции и реабилитации при опухолях органов головы и шеи Госпремию получили академик Игорь Решетов (Сеченовский университет), профессор Садулла Абакаров (Российская академия непрерывного медицинского образования) и академик Евгений Чойнзонов, директор НИИ онкологии Томского НИМЦ. Согласитесь, когда речь идет об опухолях головы и шеи, косметическая и эстетическая сохранность особенно важны: следы операции даже не налицо, а попросту на лице. Реальный пример инновации виден на фото: пациента оперируют две хирургические бригады, сокращая тем самым время операции с 10-11 часов до 7-8. Операция проходит в Томске под руководством академика Е.ЧОЙНЗОНОВА (на снимке слева).
— Для советской онкологии была характерна доктрина: пятилетняя выживаемость пациентов любой ценой. Никогда не забуду письмо одного из таких больных: «Доктор, зачем вы спасли мне жизнь, если я не могу общаться с людьми, а на улицу выхожу только при свете луны?» К сожалению, проводилась масса обезображивающих операций, а для косметической реконструкции не существовало ни материалов, ни оборудования. И таких больных было крайне сложно реабилитировать, — рассказывает Е.Чойнзонов. — Поэтому 30 лет назад мы начали разрабатывать комплексный подход к лечению злокачественных новообразований с локализацией в области головы и шеи, ведущий и к хорошим онкологическим результатам, и к приемлемому внешнему виду пациентов, и к восстановлению утраченных функций речи, глотания, дыхания. В онкологии необходима цепочка: от начала лечения до его завершения. И все реабилитационные мероприятия должны проходить в одной клинике, без больших перерывов. Объединившись с академиком Игорем Владимировичем Решетовым и профессором Садуллой Ибрагимовичем Абакаровым, мы такую цепочку создали и внедрили в практику здравоохранения. Представляя лауреатов Госпремии на брифинге в МИА «Россия сегодня», помощник Президента РФ по науке и образованию Андрей Фурсенко подчеркнул гуманистический характер нашей работы. Раньше я об этом не задумывался, но, пожалуй, подпишусь под такой формулировкой. Сегодня мы уделяем особое внимание реконструктивно-восстановительной хирургии, стараемся восстановить утраченные структуры одномоментно с удалением опухоли. У нас в штате логопед — пациенты учатся заново говорить, читают стихи. И в результате мы выписываем людей с внятной речью, без косметических изъянов — даже не скажешь, что пациент перенес сложную операцию.
— Насколько я понимаю, основное достоинство этого подхода — междисциплинарность, и серьезное участие в разработке методик принимали представители томских университетов?
— Действительно, ученые Томского государственного университета разрабатывают импланты, представители Томского государственного университета систем управления и радиоэлектроники изучают проблему улучшения голосовой функции. Но главная задача — излечение пациента. Благодаря усилиям коллег из Томского политехнического университета мы смогли первыми в мире внедрить в комбинированное лечение опухолей головы и шеи нейтронную и интраоперационную лучевую терапию. Нейтронная терапия — плотно-ионизирующее излучение, позволяющее воздействовать даже на радиорезистентные разновидности рака. Физики ТПУ обеспечили нас необходимым оборудованием. Сегодня лишь в пяти клиниках мира проводится нейтронная терапия: в Йоханнесбурге (ЮАР), в трех американских клиниках и у нас, в Томске.
Еще одно нововведение, позволившее улучшить результаты лечения в среднем на 15%, — интраоперационная лучевая терапия (ИОЛТ). Именно в момент операции мы видим зоны самого высокого риска, где может развиться рецидив опухолевого процесса. Такой участок должен быть облучен, чтобы гарантировать гибель возможных опухолевых клеток. Томские политехники разработали портативный бетатрон энергией в 6 МэВ и с проникающей способностью до 1,5-2 сантиметров, чтобы врачи могли прямо в операционной облучить наиболее уязвимые участки. Мы уже много лет пытаемся внедрить ИОЛТ в практику российского здравоохранения.
— Надеюсь, получение Госпремии поможет в реализации этого замысла. Удастся ли ликвидировать пропасть между новыми технологиями, разработанными в академических клиниках, и рутинной практикой районных онкодиспансеров?
— Для этой цели мы создали альянс с ТПУ и АО «Информационные спутниковые системы им. академика М.Ф.Решетнева», чтобы с помощью разработчиков наладить промышленное производство малогабаритных бетатронов (сейчас коллектив пытается получить грант на поддержку этого необходимого больным начинания — Прим. ред.). Мы с коллегами постараемся сделать все возможное и невозможное для сертификации аппарата в Минздраве и дальнейшего использования во всех онкодиспансерах. Наши земляки должны получать высокотехнологичную медицинскую помощь по месту жительства. А для этого нужны кадры — молодые хирурги, которые могут стоять у операционного стола по 8-10 часов для достижения хорошего и онкологического, и косметического результатов. Работу по их подготовке нужно начинать уже сегодня.
Но чтобы академические клиники оставались центрами внедрения современных технологий и методов лечения, они должны быть на порядок лучше оснащены. Сибирские и дальневосточные города обладают высоким научным потенциалом, уникальными специалистами, но нам нужны самые современные приборы и инструменты.
— Госпремия — хороший повод вспомнить о ваших учителях, о тех, кто создавал первый за Уралом НИИ онкологии.
— Наши наставники — академики Анатолий Потапов, Николай Васильев и Борис Зырянов, мой непосредственный учитель, профессор Зиновий Кицманюк, профессора Юрий Ланцман, Людмила Мусабаева и Светлана Величко — вывели Институт онкологии на передовые рубежи отечественной науки, а мы, их ученики, сумели поднять томскую науку на уровень мировых лидеров. Мои коллеги по Госпремии академик Решетов и профессор Абакаров — представители лучших московских научных школ, я же представляю сибирскую академическую школу. Лауреатом Госпремии мне позволил стать коллективный труд коллег из Томского научно-образовательного комплекса. Здесь есть вклад и моих предшественников, и моих учеников, которые с увлечением занимаются этим трудным и не всегда оптимистичным направлением. Госпремия нас вдохновила и засвидетельствовала, что периферийной науки не бывает. Жаль, что я оказался единственным сибиряком среди лауреатов. Надеюсь, работы моих земляков будут чаще удостаиваться такого высокого поощрения.

Ольга КОЛЕСОВА

Фото предоставлено НИИ онкологии

Нет комментариев