Шторм на старте

Новый академический год начался с бури

Первое после каникул заседание Президиума Российской Академии наук получилось насыщенным и бурным. Накопившиеся за лето проблемы и свежие события не оставили академикам времени на раскачку.
В научной части встречи обсуждался механизм обеспечения ускоренного развития Ангаро-Енисейского макрорегиона с использованием современных экономических, технологических, прогнозных возможностей. Ученые знают, как реализовать мощный потенциал этого важного для страны края, и считают, что настало время для его подъема. (Подробности читайте в следующем номере «Поиска».)
Следующей темой стала выработка позиции академии по готовящемуся новому закону о науке. Старый, напомним, был принят более двадцати лет назад, и в профильном сообществе сложилось понимание, что он должен быть радикально изменен. Разработка документа продолжается уже не первый год. Нынешним летом Министерство науки и высшего образования запустило обсуждение очередной версии проекта закона «О научной и научно-технической деятельности в Российской Федерации». На «общественные консультации» отвели три месяца, недавно срок продлили еще на 30 дней.
Новый закон должен быть представлен в правительство уже в ближайшие месяцы.
На заседании президиума заместитель президента РАН Владимир Иванов сообщил, что материалы министерства были разосланы в отделения и на основе поступивших отзывов сделан вывод, что законопроект нуждается в тщательной переработке. Документ раскритиковали и участники прошедшего в августе заседания Экспертного совета по организации фундаментальных и прикладных научных исследований при Комитете по образованию и науке Государственной думы РФ («Поиск» писал об этом в №31-32).
В связи с этим В.Иванов предложил просить правительство перенести внесение законопроекта на более поздние сроки. Это важно еще и потому, что в 2020 году заканчивается срок действия двух из пяти основных стратегических документов, определяющих научную политику, а значит, в ней могут произойти серьезные изменения.
— Надо объединить усилия академии, Минобрнауки и экспертного сообщества и направить их на разработку нового законодательства, которое могло бы обеспечить эффективное научное сопровождение решения стратегических задач развития страны, — подчеркнул В.Иванов.
Он предложил создать на базе РАН с привлечением других заинтересованных сторон рабочую группу для формирования концепции закона, а также совместно с профильным комитетом Госдумы и Минобрнауки разработать график подготовки новой версии закона.
Президент РАН Александр Сергеев сообщил, что по этому вопросу академия и Минобрнауки в последнюю неделю достигли консенсуса и готовы совместно просить правительство и Госдуму «сдвинуть флажок».
На пресс-подходе после заседания глава РАН заявил, что, хотя вокруг нового закона сломано уже много копий и есть желание его поскорее принять, форсировать процесс все же не стоит.
— Существующая версия нуждается не в точечной, а в концептуальной доработке, — отметил А.Сергеев. — Закон должен стать инструментом, который позволит России перейти на научно-технологические рельсы. Многие другие страны по ним уже давно едут, а некоторые даже мчатся, а мы пока даже не встали.
Отвечая на вопросы журналистов, Александр Михайлович связал принятие закона с реализацией нацпроекта «Наука».
— В этом году наша страна вошла в систему отсчета, связанную с национальными проектами, но мы пока не очень четко понимаем, как должны в ней функционировать. Динамика станет видна по итогам текущего а, скорее, даже следующего года, — сказал президент РАН.
Он отметил, что эта пауза даст руководству академии еще и возможность спокойно обсудить с коллегами из министерства, каким образом закон о науке должен коррелировать с новым законом о РАН, о необходимости которого давно говорится.
Первый заместитель министра науки и высшего образования академик Григорий Трубников уточнил, что в стратегических документах научно-техническое развитие рассматривается как интеграция науки, высшего образования и индустрии, поэтому министерство, со своей стороны, надеется «подтянуть» к работе над законом наукоемкий бизнес.
По предложению Владимира Фортова члены президиума обсудили вопрос о судьбе Российского фонда фундаментальных исследований. В СМИ прошла информация, что его планируется ликвидировать, слив с Российским научным фондом. Эти сообщения вызвали настоящий шторм в научных кругах. Озабоченность тем, что «столь важное решение собираются принять кулуарным образом, поставив научную общественность перед свершившимся фактом», выразил Клуб «1 июля».
В Академию не поступало никаких документов по этой теме, о них ничего не знают в институтах, — заявил А.Сергеев на заседании президиума. — Это вызывает не только недоумение, но и изумление.
Академия отвечает за развитие фундаментальных исследований, а вопрос о фонде поддержки этих исследований, к тому же являющемся детищем РАН, обсуждается без нее, ученые узнают о готовящихся изменениях из прессы, возмущались академики. Геннадий Красников сравнил происходящее с реформой РАН 2013 года, а Александр Литвак напомнил, что в прошлом году бюджет РФФИ составил 21 миллиард рублей, и предположил, что эта солидная сумма и «сгубила фонд».
В итоге было решено обратиться в Правительство РФ с напоминанием, что реформирование важнейших инфраструктурных институтов научного комплекса, каковыми являются научные фонды, должно проводиться на основе обсуждения широкой научной общественностью по согласованию с РАН и Минобрнауки.
— К сожалению, представители власти мало советуются с учеными, когда принимают судьбоносные решения в отношении науки. Это неправильно. Чтобы ученые были эффективны, они должны понимать систему, в которой работают, должны быть творцами этой системы, — с горечью прокомментировал ситуацию журналистам А.Сергеев.
Позже в «Российской газете» был опубликован комментарий помощника Президента РФ Андрея Фурсенко, в котором он подтвердил: идея о слиянии фондов действительно рассматривается. При этом Андрей Александрович заверил, что в обсуждение «будет вовлечена и РАН» и «о каких-либо ликвидациях речи быть не может».
Рассматривался на заседании президиума вопрос о взаимодействии Академии наук с ранее подведомственными ей научными организациями. Сейчас РАН не только осуществляет научное и научно-методическое руководство ими (как и другими НИИ и вузами), но и реализует в отношении них отдельные полномочия (связанные, в частности, с внесением изменений в уставы, согласованием решений о реорганизации и ликвидации, а также кандидатур руководителей). Как рассказал вице-президент РАН Алексей Хохлов, список этих организаций постоянно меняется в связи с реструктуризацией сети. Недавно академия получила из министерства актуальный перечень, включающий 460 учреждений, и теперь ей необходимо заново утвердить ответственные за каждый институт отделения. Для структур, не претерпевших преобразований, в этом смысле ничего не изменится, а вот интегрированные организации (например, ФИЦ) теперь получат по несколько отделений-кураторов, которые будут совместно готовить материалы по своим подопечным для рассмотрения на президиуме.

Надежда ВОЛЧКОВА

Фото Николая Степаненкова

 

 

 

2 комментария