Счастье не купишь?

Молодых ученых ограничивают в праве на жилплощадь

Молодых ученых, прошедших строгий отбор на получение государственной поддержки в виде субсидий на приобретение жилых помещений, многие считают счастливчиками. Действительно, кто не мечтает получить миллион-другой рублей на покупку собственной квартиры? Однако путь к этому счастью тернист и многотруден.
Начнем с того, что государственные жилищные сертификаты (ГЖС) выделяются далеко не всем молодым сотрудникам научных организаций. Претендовать на них могут только кандидаты наук в возрасте до 35 лет или доктора наук до 40, имеющие, как минимум, пятилетний стаж работы на научных должностях.
Но самое сложное для удовлетворяющих этим требованиям — доказать, что они нуждаются в улучшении жилищных условий по основаниям статьи 51 Жилищного кодекса, то есть вместе с членами семьи не обеспечены достаточным количеством квадратных метров на человека. Если молодой ученый, включен в число собственников, к примеру, большой трешки родителей, эти «собственные» метры выше учетной нормы закрывают ему путь в госпрограмму «Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан РФ», даже если человек давно уже живет отдельно и работает на другом конце страны.
Предположим, молодой ученый гол как сокол, ухитрился собрать целую кипу документов и в итоге получил заветный сертификат. Перед ним встает следующая задача: купить жилье, и не какое попало, а соответствующее требованиям вышеназванной программы. Задача эта, надо сказать, не из простых, условий ставится немало.
Так, до недавнего времени можно было приобрести только готовую квартиру. Около двух лет назад добавился еще один вариант: участие в долевом строительстве многоквартирных жилых домов. Расширение возможностей порадовало получателей ГЖС, но надежды сэкономить на покупке строящегося жилья не оправдались. Дело в том, что одновременно был введен механизм эскроу-счетов, на которых должны лежать деньги до приема дома в эксплуатацию, и строительным компаниям стало выгоднее работать, не привлекая дольщиков и продавая квартиры после сдачи дома.
Так что подавляющему большинству молодых ученых сертификата по-прежнему не хватает даже на покупку маленькой однокомнатной квартиры. Ведь им нужно жить не слишком далеко от места работы, а научные институты обычно располагаются в крупных городах и совсем не на окраинах. Кроме того, социальная выплата выделяется из расчета стоимости 33 квадратных метров в соответствующем субъекте РФ, которая ежеквартально определяется Минстроем. Понятно, что эти цифры заметно меньше реальных рыночных цен.
Надо иметь в виду и то, что домочадцы получателя субсидии в расчет не берутся. Между тем речь идет не о вчерашних выпускниках, а о взрослых людях, многие из которых успели обзавестись семьями. В большинстве случаев им приходится вкладывать в покупку жилплощади собственные средства, благо это не запрещено. Серьезных накоплений у ученых, как правило, нет, ставки по ипотеке высокие. Для семей с детьми покупка квартиры с использованием ГЖС означает многолетнюю кредитную кабалу. Поэтому при выборе будущего жилья они чаще всего останавливают свой выбор на вторичке — и дешевле, и въезжать можно сразу, и нужную локацию подобрать легче.
А теперь этой возможности получателей сертификатов собираются лишить. Не так давно на портале проектов нормативных правовых актов regulation.gov.ru был опубликован подготовленный Министерством строительства и жилищно-коммунального хозяйства проект постановления Правительства РФ, вносящий изменения в Правила выпуска и реализации ГЖС. Согласно этому документу сертификаты можно будет использовать только на первичном рынке. Разрешаются покупки готовых квартир в новостройке и строящегося по договору долевого участия жилья, а также вложения в объекты индивидуального жилищного строительства.
Почему чиновники решили ограничить получателей социальной помощи в выборе? Первичный рынок жилья «имеет более гибкую и привлекательную ценовую политику», а новые дома — «более оптимальную планировку и современную инфраструктуру», говорится в пояснительной записке к проекту постановления. Приводится и другая причина: «переориентация механизма сертификатов в строительный сектор позволит не только простимулировать строительную индустрию, но и будет способствовать развитию смежных отраслей промышленности, связанных со строительством, что в целом позволит добиться высоких показателей экономического развития как на федеральном, так и на региональном уровнях».
Очевидно, интересы получателей жилищных субсидий, работающих в бюджетной сфере, в том числе молодых ученых, задвинуты на задний план. За счет не самых богатых слоев населения планируется решать проблемы не самой бедной строительной отрасли и банковского сектора (средства дольщиков, напомним, на время строительства попадают в уполномоченные банки). Логика власти, видимо, такова: раз поддержка идет из бюджета, можно диктовать людям, как ее использовать. Но ведь большинство получателей ГЖС вкладывает в покупку жилья свои средства. Справедливо ли лишать их права выбрать наиболее приемлемый вариант?
В числе первых вопрос о грозящих молодым ученым неприятностях поднял Профсоюз работников Российской академии наук, активно помогающий научной молодежи оформлять заявки на получение ГЖС и участвующий в корректировке профильного законодательства. На имя заместителя председателя Правительства РФ Марата Хуснуллина, во исполнение поручения которого о повышении эффективности программы Минстрой разработал поправки, было направлено письмо с просьбой отменить решение о переориентации программы исключительно на первичный рынок. Нововведения в правилах использования жилищных сертификатов в профсоюзе назвали социально опасными. Но, как видно из ответа Минстроя за подписью замминистра Юрия Гордеева, чиновников приведенные аргументы не убедили, предложение профсоюза отвергнуто.
О том, что ученые собираются делать дальше, «Поиску» рассказал заместитель председателя профсоюза Георгий Ивлев.
— Мы уверены, что запрет на покупку вторички сильно осложнит жизнь молодым ученым. Потенциальные получатели сертификатов из наших институтов взволнованы, они требуют от профсоюза продолжать борьбу. Региональные и первичные организации, объединения Профсоюза работников РАН и Советы молодых ученых уже написали обращения в различные органы власти, выражая несогласие с новыми правилами. В ближайшее время будет проведена всероссийская Zoom-конференция, где планируется разработать план дальнейших действий.

Надежда ВОЛЧКОВА

Нет комментариев