Роли для робота

Кинематографисты присмотрелись к искусственному интеллекту

Лейтмотивом XIV Международного кинофестиваля «Мир знаний» в Санкт-Петербурге стала тема искусственного интеллекта и его взаимоотношений с человеком. И заявлена она была со всей наглядностью, начиная с церемонии открытия в киноцентре «Родина», которая сопровождалась кадрами из полузабытого советского фильма «Гибель сенсации» 1935 года о бунте роботов против своего творца-ученого. Компанию ведущему, креативному продюсеру киностудии им. М.Горького Андрею Апостолову составила невидимая звезда экрана, голосовой помощник от Mail.ru Маруся, а музыкальным эпиграфом фестиваля стала композиция, которую техно-диджей Никита Забелин сочинил вместе с нейросетью «Яндекса». Причем, как поведал исполнитель, когда нейросеть давала сбои, ее приходилось «подкармливать» музыкой Баха.
Первый фильм конкурсной программы (всего в ней было 17 научно-популярных лент) — «Почти человек» датского режиссера Йеппе Ренде — носил характер красочно иллюстрированной съемками в разных частях света дискуссии о том, представляют ли роботы угрозу для человечества и надо ли их бояться. Ее участники — философы, антропологи, археологи, программисты — в ходе своих мысленных экспериментов моделируют будущее, в котором наши отношения с технологиями так же важны, как и наши отношения с самими собой.
Один из ученых задается вопросом, почему человек (самое сильное существо на планете), создавая системы искусственного интеллекта, не может наделить их исключительно полезными функциями, тем более что он и сам на 90% робот. Было в этой ленте и интервью с японской биороботессой, вобравшей в себя черты 16 самых миловидных девушек страны. Красавица заверяла собеседника (в этой роли выступил британский актер, писатель и драматург Стивен Фрай), что не имеет дурных намерений по отношению к своим создателям. Хотелось бы верить.
Насчет «90% робота в человеке» — полемическое преувеличение, но правда и то, что в теле человека появляется все больше технологических устройств: кардиостимуляторы, контактные линзы, керамические зубы, титановые скобы на костях, не говоря уже о протезах конечностей. И если вчера они применялись для компенсации физических недостатков, то сегодня люди начинают специально интегрировать в себя различные гаджеты для увеличения своих способностей, то есть сознательно превращаются в «киборгов». Термин придумали в 1960 году американские ученые Манфред Клайнс и Натан Клин, имея в виду КИБернетический ОРГанизм, но в наши дни он обрел новые смыслы, убеждают авторы фильма «Киборги среди нас» (Испания — Франция).
На Земле уже более 300 тысяч глухих людей с кохлеарными имплантами, дарящими слух. Один из таких «киборгов», живущий в Германии, гордится тем, что слышит немного не то и не так, как обычные люди, — звук более концентрированный. Еще одна привилегия: в любой момент он может снять наружную часть импланта — процессор — и насладиться тишиной в центре большого города или шумном баре. Он мечтает расширить диапазон возможностей электронного устройства, раз уж оно оказалось у него в голове.
Другой герой фильма — шведский водитель — признается, что бионическая рука ему нравится больше, чем та, которую пришлось ампутировать вследствие аварии, поскольку ее кисть можно поворачивать на 360 градусов! Благодаря искусству протезиста и высоким технологиям он побеждает в международных соревнованиях по кибатлону. Вдобавок и никаких фантомных болей не испытывает.
Похожий сюжет о девушке из Франции, которую вдохновляют чемпионы Паралимпиад. В детстве ей ампутировали ногу, она стала бегать с титановым протезом и сейчас настаивает на ампутации второй ноги, которая из-за повышенных нагрузок стала сильно болеть. Общественность в шоке, но, что интересно, ее сторонники, в том числе среди ученых, считают пережитком стремление сохранить ущербную часть тела, когда есть шанс заменить ее безупречным бионическим дублером.
Не менее колоритна группа американских биохакеров, лидер которой демонстрирует, как удобно иметь вживленный в ладонь чип, чтобы открывать автомобиль и двери своего дома. Его соратница запрятала себе в подушечки пальцев шесть крохотных магнитов. Сделать это проще, чем нанести тату, можно не связываться с официальной медициной.
Идеи о том, что новейшие технологии, включая искусственный интеллект, способны преобразить разум и тело, продлить жизнь человека, расширить его возможности как вида, продвигает Трансгуманистическая партия, представитель которой Золтан Иштван баллотировался на пост президента США в 2016 году. Он ездил по стране на «автобусе бессмертия» в форме катафалка, собирая средства на свою кампанию, поскольку крупные компании этому технологическому оптимисту денег не дали.
Уже сегодня происходят фантастические вещи, представить которые несколько лет назад было невозможно. А как изменится мир лет через 50? Футурологи допускают, что он будет состоять из «киборгов», роботов и «людей 2.0», причем не факт, что это будут в полном смысле люди.
Роботы-гуманоиды — это не просто комплект гаджетов. Они все больше напоминают новых человекообразных обитателей планеты. Получивший Гран-при фестиваля фильм «Привет, искусственный интеллект» (Германия) — его английское название гораздо короче — Hi, AI — как раз о встречах людей и роботов в повседневности. Это — новая реальность, к которой придется привыкать. Как тем пожилым японским женщинам из фильма Максима Поздоровкина «Правда о роботах-убийцах» (США), которые в холле гостиницы робко спрашивают у парочки вежливых роботов за стойкой: «А можно поговорить с человеком?»
Эпатажное название этого фильма можно понимать и буквально: робот в результате несчастного случая стал причиной гибели рабочего на заводе в Германии. Но вот другой пример: в США для ликвидации укрывшегося в здании террориста засылается робот-сапер. А что если в следующий раз уже террористы используют робота как киллера?
Хрестоматийные законы робототехники Айзека Азимова нуждаются в кардинальном обновлении. Поскольку роботы играют все более важную роль в жизни человека, нужен равноправный диалог с ними. Не такой примитивный, как в фильме «Пропасть или робот-коллектор» (Россия), где разработчики систем искусственного интеллекта обучают робота выбивать по телефону долги у клиентов банка. Это скорее путь к взаимной ненависти.
Куда человечнее история китайского робототехника из «Правды о роботах-убийцах», наделившего свою Галатею красотой и умом: он устроил с ней свадебный обед и даже, к изумлению прохожих, пронес «невесту» на руках по городу. А профессор из Университета Осаки признался, что сделал пластическую операцию, лишь бы не терять сходства со своим роботом-двойником.
Согласно синтоистской религии, все живое имеет душу, поэтому отношение к роботам в Японии более терпимое, чем в Европе, где делается акцент на том, что они вытесняют людей из цехов и офисов и тем самым плодят безработицу. Как сказал «Поиску» М.Поздоровкин, его фильм не об экономической выгоде роботизации, а о том, что меняются соотношение и отношения людей и роботов и человек разумный должен это учитывать.
Человек пытается наделить роботов эмоциями, навыками творческой деятельности, роботы учатся помогать людям — это ли не совместная эволюция?

Аркадий СОСНОВ

Нет комментариев