Раскрыть бы объятия

Перспективных инженеров нужно привечать со студенческой скамьи

В июне 111 финалистов VI Всероссийского инженерного конкурса (ВИК) среди студентов и аспирантов (организатор — Минобрнауки) будут защищать свои индивидуальные проекты, выполненные в рамках выпускных квалификационных работ. Эксперты отобрали их в ходе акселерационной сессии ВИК, где прошли предзащиты более двухсот полуфиналистов из 40 регионов Российской Федерации. Тематика конкурсных проектов соответствует приоритетным направлениям стратегии НТР.
В этом году в жюри привлечены более 90 преподавателей из 115 вузов и специалистов таких крупных корпораций, как «Росатом», «Ростех», «РусГидро», РЖД, «Вертолеты России», Объединенная авиастроительная корпорация и другие. Функции оператора конкурса были возложены на Национальный ядерный университет «МИФИ» (НИЯУ «МИФИ»), поэтому полуфиналы и деловая часть программы проходили на его площадке в смешанном формате. Участие крупнейших работодателей и ведущих технических и многопрофильных вузов в этом ежегодном мероприятии способствует сглаживанию противоречий между потребностями и интересами тех и других, и эксперты отдали должное такой форме сотрудничества. О своих ожиданиях, трендах и перспективах развития инженерного образования они говорили в рамках дискуссии двух «клубов» — работодателей и ректоров.
Современный инженер должен уметь опираться на базовые, проверенные временем решения (здоровый консерватизм никто не отменяет) и одновременно владеть современными технологиями и «мягкими» навыками. Сегодня востребованы специалисты широкого профиля, кросс-функциональные, т. е. способные работать на стыке областей деятельности. В новых профессиях без этого никак. Для управления беспилотным поездом, к примеру, необходимо не только понимать все процессы, но и уметь трудиться в режиме многозадачности, то есть решать несколько задач параллельно, постоянно переключая внимание с одной на другую. Знание новых композиционных материалов, применение аддитивных технологий, использование роботизированных комплексов, работа с большими данными и искусственным интеллектом — все это, по словам работодателей, также должно наличествовать в портфеле компетенций готового инженера.
В набор универсальных качеств потенциально успешного выпускника представители корпораций включили следующие: мотивация к делу, желание оставить что-то важное после себя; инициативность, граничащая с дерзостью, умение работать в команде, находить нестандартные решения задач и ответы на новые вызовы; веру в науку и в будущее; высокий уровень интеллекта и целеустремленность. Тем, кто создает и запускает космические объекты, как заметил один из спикеров, обладать этими качествами уж точно необходимо. При этом работодатели понимают: для применения требуемых ими компетенций нужны соответствующие условия.
— Необходимо не только отбирать студентов, но и готовить среду, которая примет их потом в свои объятия, — отметил советник генерального директора акционерного общества «Объединенная приборостроительная корпорация» Арсений Брыкин. — Наиболее талантливых конкурсантов мы стараемся заинтересовать масштабными проектами. Моя позиция — переходить от презентованных участниками проектов к государственно значимым, в рамках которых молодой инженер реализует свои компетенции ради достижения целей как личных, так и своего региона, и страны в целом.
Два вида треков карьерного роста предлагают успешным участникам конкурса в Росатоме — научный и экспертный. Как рассказала руководитель направления Проектного офиса по развитию кадрового научного потенциала АО «Наука и инновации» Вера Абелинскайте, это предложение обеспечено программой научных стажировок «Лаборатория роста Росатома», причем речь идет о длинных сроках, не менее года. Начинающие инженеры получают возможность поработать в команде лучших исследователей отрасли, и к каждому стажеру прикрепляют наставника, научного руководителя.
Без практической составляющей подготовки высокие запросы работодателей к выпускнику профильных вузов удовлетворить сложно. Университеты (те, которые имеют соответствующие возможности) строят свою инновационную экосреду, осваиваются в роли ключевых партнеров НОЦ, приближая студентов к работе в условиях реальной науки и производства, но в целом взаимодействие вузов с предприятиями отрасли все еще полноценно не отлажено. Ректор НИУ «Московский государственный технический университет им. Н.Э.Баумана» Анатолий Александров, перечисливший в своем выступлении наиболее необходимые для инженерного образования изменения, указал и на эту проблему. Он отметил, что собрать у себя все виды современной техники не может ни один вуз, поэтому препоны для сотрудничества с реальным сектором должны быть полностью устранены.
Что же касается недостатка цифровых компетенций у учащихся и выпускников, то, как считает руководитель Бауманки, этот вопрос не решить без обучения преподавателей:
— Студенты у нас сегодня цифровые, а вот преподаватели — аналоговые. Нам всем необходима подлинная трансформация. Нужно дополнить традиционный набор образовательных технологий цифровыми инструментами и научиться ими пользоваться.
Индивидуализация обучения, о переходе к которой так долго говорят в сообществе, должна строиться на основе анализа запросов работодателей. «Мягкие» навыки следует органично формировать непосредственно в процессе освоения специальности, а не как-то отдельно. При изменении содержания обучения нужно учитывать и злободневные, и будущие потребности индустрии, считает ректор.
— Не надо оставлять в программах все, что было, добавляя новое, студенты не смогут это все усвоить. Наша задача в том, чтобы методично и грамотно выстраивать учебные планы, оптимизируя содержание, объем и последовательность освоения дисциплин и модулей, — подчеркнул он.
Эффективность подготовки инженеров зависит от политики развития во всех областях образования и системы независимой оценки его качества. Об этом напомнил ректор Санкт-Петербургского политехнического университета Петра Великого Андрей Рудской.
— На основе анализа результатов ВИК можно сформировать эталон качества, к которому должно стремиться инженерное образование в целом, а также сформулировать требования к выполнению квалификационных работ. Однако поскольку в разных регионах ситуация на рынке труда разная, такой эталон должен иметь рекомендательный характер.
По определению ректора НИЯУ «МИФИ» Михаила Стриханова, Всероссийский инженерный конкурс становится «площадкой для проектирования будущего инженерного образования». С этого года здесь не только определяют перспективных учащихся вузов, но и проводят семинары и презентации лучших практик, лекции ведущих отраслевых специалистов, форсайт-сессии. И, что особенно важно, работодатели и представители университетского сообщества консолидированно формулируют в рамках ВИК предложения по развитию сферы подготовки молодых инженеров.

Татьяна ВОЗОВИКОВА

Нет комментариев