Прибавляя в измерениях

«Треугольник Лаврентьева» превращается в тетраэдр

Так случилось, что на пресс-конференции руководства СО РАН, посвященной Дню науки, основная тематика была та же, что и на заседании Президиума Госсовета. Плюс, естественно, коронавирус. И если вакцины от последнего пока не существует, то по другим актуальным вопросам, затронутым на Госсовете, — региональному вектору развития и повышению практической значимости научных результатов — рецепты у ученых нашлись. По словам председателя СО РАН академика Валентина Пармона, главным для сибирской академической науки событием 2019 года стало строительство в Омске крупнейшего завода по производству катализаторов. Запуск этого объекта с планируемым годовым производством продукции в 21 тысячу тонн позволит полностью решить проблему импортозамещения в области катализаторов для нефтепереработки. Катализаторы, которые будет производить завод, разработаны Институтом катализа СО РАН и его партнерами. Кроме того, впервые за несколько лет в том же Омске открыт новый академический институт — физической радиоэлектроники. Причем сделано это по просьбе представителей местной промышленности.
Что касается масштабного развития науки в регионах, на территории СО РАН реализуются два проекта мегасайенс — Национальный гелиогеофизический комплекс РАН в Иркутской области и Центр коллективного пользования Сибирский кольцевой источник фотонов (ЦКП «СКИФ») в Новосибирской. Многие элементы для этих мегаустановок создаются именно в Сибири, что позволит развивать местные наукоемкие предприятия. Так, радиотелескопы для гелиогеофизического комплекса изготовят в Томске дочерние предприятия Томского университета систем управления и радиоэлектроники, оборудование для «СКИФа» будут делать на опытном производстве Института ядерной физики — с возможным подключением к изготовлению заказов Конструкторско-технологического института научного приборостроения, для чего производственную базу обоих учреждений планируется модернизировать. Дело со строительством источника синхротронного излучения сдвинулось с мертвой точки — согласно постановлению правительства от 23.12.2019 года со счастливым номером 1777, в 2020-м выделен миллиард рублей на проектирование. Проектировщиком должен стать Центральный проектно-технологический институт «Росатома», имеющий опыт таких работ. Однако, как прокомментировал директор Института катализа СО РАН, головного застройщика ЦКП, академик Валерий Бухтияров, несмотря на предельно сжатые сроки ввода в эксплуатацию «СКИФа», плавно двигаться вперед мешают бюрократические препоны:
— Согласно нашему законодательству изготовление оборудования может быть начато лишь после того, как закончится проектирование и пройдет госэкспертиза. Конечно, год-полтора ждать в данном случае нежелательно. Приступить к работе над инжекционным комплексом можно раньше. У ИЯФ СО РАН есть не только компетенции, но и успешный опыт изготовления такого оборудования для ускорителя NSLS-II в США. Сейчас мы вместе с Министерством образования и науки работаем над решением этой проблемы.
После недавнего визита в Новосибирск и Кемерово президент РАН Александр Сергеев призвал тиражировать опыт СО РАН в подготовке программ комплексного развития в других региональных отделениях академии — Уральском и Дальневосточном. Академик В.Пармон отметил, что для реализации таких программ необходимо хорошее взаимопонимание с региональными властями, чего Сибирскому отделению в последние годы удалось достичь. Недавно, по словам Валентина Николаевича, даже родился новый мем — «тетраэдр СО РАН». Именно так в эпоху 3D-технологий преображается знаменитый «треугольник Лаврентьева» (наука — кадры — промышленность), прирастая сотрудничеством с местной властью.
И все-таки, даже если местным властям дадут полномочия поддерживать федеральные учреждения науки и образования, как предлагал на Президиуме Госсовета новосибирский губернатор Андрей Травников, региональный бюджет не в состоянии решить все проблемы академической науки. Как подчеркнул на пресс-конференции заместитель директора Института вычислительных технологий Андрей Юрченко, сибирские ученые генерируют около 15% индексируемых в Web of Science российских публикаций, обладая всего лишь тремя крупными вычислительными системами, производительность которых составляет менее 2% от общероссийской. После ввода в строй ЦКП «СКИФ» необеспеченность вычислительными мощностями достигнет катастрофических размеров. Помочь может создание главного сибирского суперкомпьютера СНЦ ВВОД (Сибирского национального центра высокопроизводительных вычислений и обработки данных), но, как водится, требуется поддержка федерального бюджета. Затронув тему финансовой составляющей проекта, корреспондент «Поиска» даже получил от председателя СО РАН календарь за лучший вопрос — настолько наболевшая это проблема.
— Средства на такие проекты есть, причем вполне достаточные, но они «зашиты» в бюджет Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций. Реализуя национальные проекты, мы постоянно сталкиваемся с почти непреодолимыми ведомственными барьерами. Создание надведомственной структуры вроде существовавшего когда-то Госкомитета по науке и технике давно назрело — только так можно выделить приоритеты, — констатировал В.Пармон.
Что же касается животрепещущей темы коронавируса, заместитель председателя СО РАН академик Михаил Воевода рассказал, что МИД Китая прислал в адрес СО РАН предложение о совместной работе по борьбе с вновь возникающими инфекциями. Подчеркивалось, что речь идет не только о ликвидации сегодняшней вспышки инфекции, но и о долгосрочном сотрудничестве по предотвращению таких ситуаций. И для Сибирского отделения запрос стал поводом очередной раз задуматься о межведомственных барьерах:
— Среди институтов, находящихся под научно-методическим руководством СО РАН, нет единого учреждения, которое специализированно занималось бы такими проблемами. И в российском академическом секторе таких организаций почти не осталось, поскольку они ушли в ведомственную науку, где теряется фундаментальная часть исследований. У нас есть отдельные лаборатории, которые сохраняют компетенции, способные послужить основой для серьезного изучения проблемы вновь возникающих инфекций, — отметил Михаил Иванович. В качестве одного из примеров он привел недавно созданную в Институте химии твердого тела и механохимии технологию производства защитных масок с добавлением наночастиц серебра.
— В других НИИ есть очень серьезные заделы в области создания систем диагностики, разработки пассивных вакцин на основе крови переболевших людей, — продолжил М.Воевода. — Сейчас мы собираем предложения. Интерес к Сибири в этом плане не случаен: как известно, изначальные «хозяева» коронавируса и других подобных источников инфекций — дикие животные, ареалом обитания которых является, в частности, сибирская тайга. А институты биологического профиля СО РАН способны комплексно подойти к фундаментальному изучению проблемы.

Ольга КОЛЕСОВА

Нет комментариев