Препарируя вдохновение

Научные основы креатива обсудили в Новосибирске

Может ли научная столица Новосибирск стать столицей креативной? Это обсуждалось на очередном заседании Клуба межнаучных контактов (КМК) Сибирского отделения РАН.
Понятие «креативных индустрий» раскрыла в своем докладе инициатор мероприятия ректор Новосибирского государственного университета архитектуры, дизайна и искусств (НГУАДИ) Наталья Багрова. Креативная отрасль не подпадает под гладкую, емкую и лаконичную формулировку — это мозаика очень разных нематериальных производств, часть из которых (IT-технологии, промышленный дизайн, издательское дело, smart city, музеи, медиа и т. п.) плотно примыкает к сфере исследований, а остальные прямо или косвенно питаются ее плодами. Различие же заключатся в том, что наука сосредоточена на получении новых знаний, а креативные индустрии — на погоне за «новой нефтью», которой ректор НГУАДИ назвала человеческое внимание. В то же время человек — основная производительная сила креативных индустрий. Н.Багрова поделилась тревогой: «Способная молодежь и раньше перетекала из Сибири в столичные города, а в свете последних событий дизайнеры полетели из России вперед айтишников».
При этом креативная отрасль начала набирать обороты, она играет все более заметную роль в экономике РФ, ее регионов и городских агломераций, о чем сказала Ольга Валиева (Институт экономики и организации промышленного производства СО РАН). Уровень креативных индустрий в общем процессе инновационного развития определяет признанный во всем мире индекс, зависящий от доли нематериальных активов, креативных продуктов и услуг, а также IT-сектора в структуре валового внутреннего продукта той или иной страны. В мировой шкале наша страна занимает 45-е место, в европейской — 29-е. К тому же налицо ряд положительных трендов. Так, с 2017 года по 2021-й у нас в стране нарастал поток заявок на товарные знаки.
«В современных условиях отказ от креатива — прямой путь к застою и безысходности», — убежден Андрей Литвинов, директор Центра урбанистики Научно-технологического университета «Сириус». Он выделил семь акцентов развития креативных технологий, которые стоит принимать во внимание. Прежде всего креативные решения должны опираться на научные знания: «Наука — одновременно первооснова развития и его индикатор».
Другие акценты: смелые идеи в искусстве, повсеместное применение IT-технологий, комфортные городские связи. Внезапно в линейку акселераторов креативных индустрий встают спорт и, шире, культура тела — здесь огромный простор для творчества, индивидуального и коллективного. Что такое креативный подход к тривиальной задаче, А.Литвинов продемонстрировал на собственном примере: в провинциальном городке он уговорил заказчика на проект абсолютно прозрачной газовой котельной. Коммунальный объект стал арт-объектом.
На заседании КМК предложений по развитию креативных индустрий было высказано немало: от включения в Стратегию социально-экономического развития Новосибирской области отдельного «креативно-индустриального» блока до создания в России национального музея культур Кавказа.

Андрей Соболевский

Фото автора

Нет комментариев