Поправки на вырост

Изменения в Конституции сулят прогресс науки

Директор Института законодательства и сравнительного правоведения при Правительстве РФ, заместитель президента РАН академик Талия Хабриева рассказала о судьбе инициатив Академии наук, касающихся поправок в Конституцию страны. Талия Ярулловна, что называется, владеет ситуацией — она является сопредседателем рабочей группы по подготовке предложений о внесении поправок в Конституцию РФ, а также официальным представителем Президента России при рассмотрении палатами Федерального Собрания проекта закона о поправке к Конституции «О совершенствовании регулирования отдельных вопросов организации публичной власти». Сначала академик сообщила последние новости представителям прессы, а потом сделала доклад на заседании Президиума РАН.
Деятельность рабочей группы, созданной главной государства для подготовки поправок в основной закон, вступает в завершающую стадию, заявила Т.Хабриева, а рассмотрение предложений к поправкам ко второму чтению должно состояться уже 10 марта.
— Мы сейчас находимся уже в той стадии, когда работаем с юридическими текстами. На данный момент одобрены более 117 поправок, которые затрагивают не менее чем 39 статей основного закона (всего были внесены более 600 предложений), — сказала Талия Ярулловна, остановившись на положениях, которые развивают и укрепляют роль науки.
Как отметила Т.Хабриева, «регулирование вопросов научно-технологического развития поднимается на самый высокий уровень». Речь идет о 71-й статье Конституции (глава 3), в которой будет определено, что федеральная политика в области научно-технологического развития относится к ведению Российской Федерации. Никогда в новейшей истории России эта норма не содержалась в Конституции, отметила заместитель президента РАН. Для Академии наук и научного сообщества страны это означает, что вопросы, связанные с развитием науки, будут регулироваться федеральными законами, а это, в свою очередь, «позволит РАН рассчитывать на финансирование из федерального бюджета».
В действующей Конституции эти вопросы отражены только в статье 72-й, где говорится о предметах совместного ведения РФ и субъектов Федерации. По словам академика, эта норма тоже сохранится.
Также Т.Хабриева отметила, что появилась новая конструкция — «научно-технологическое развитие». «Говорить о науке важно, но хорошо обратить внимание и на то, что очень многое будет связано с тем, как будут создаваться и развиваться новые технологии», — пояснила Талия Ярулловна.
Еще одно новое положение связано с тем, как в обновленной Конституции прописываются обязанности правительства. Сохраняется норма, которая была в статье 114, а именно: «обеспечение Правительством РФ проведения в РФ единой государственной политики в области науки, образования и т. д». При этом предлагается новая норма: «Правительство обеспечивает государственную поддержку научно-технологического развития РФ, сохранение и развитие ее научного потенциала». В этой же статье может появиться еще одна норма о формировании новых институциональных механизмов в поддержке науки и технологий.
— Это то, что давно было востребовано в научном сообществе, — подчеркнула академик и добавила. — Если сравнивать с Конституцией 1993 года, то теперь регулировать вопросы, связанные с развитием науки и технологий, будут четыре статьи. Это статья 44-я, в которой говорится о свободе научного творчества, это новая норма в 71-й статье Конституции, сохраняется норма в 72-й статье, появляются две нормы в 114-й, где сказано о полномочиях правительства.
Кроме того, Т.Хабриева напомнила, что Владимир Путин на встрече с рабочей группой упомянул о том, что предложения, которые по разным причинам не могут войти в основной закон, будут внимательно изучаться, дифференцироваться и включаться в федеральное законодательство.
— Мы сейчас как раз в той стадии, когда эта работа проводится и есть предложения, в частности, от Сибирского отделения РАН, о том, что было бы неплохо отразить в Конституции поддержку фундаментальной науки через государственную Академию наук. Понятно, что в Конституции такая дифференциация невозможна. Но это можно сделать в текущем законодательстве. Я думаю, изменения в Конституции дадут импульс развитию специального законодательства (а для нас это закон о РАН и закон о науке, который уже давно требует своего обновления, и ряд других). Тогда мы сможем сказать, что логический цикл регулирования в этой сфере завершен, — подчеркнула Т.Хабриева, отметив, что самое главное — принять участие в общероссийском голосовании в апреле.
Отвечая на вопрос о том, какие изменения могут быть внесены в закон о науке, Талия Ярулловна объяснила:
— Надо дождаться окончательной редакции поправок в Конституцию. Это закон 1990-х, и он неоднократно уже латался. Тут первично то, в каком виде будут приняты поправки и какой станет концепция этого закона. Версия, которая готовилась ранее, мало что давала, хотя была неплохой. Но там было очень много отсылочных норм. Мы же рассчитываем на то, что новое руководство Минобрнауки приложит силы, чтобы этот закон стал работающим инструментом, тем более что новый министр Валерий Фальков поддержал нашу поправку и как юрист, и как представитель научного сообщества.
Также Т.Хабриева подчеркнула, что появление конкретных норм в основном законе о господдержке науки и технологий, «обязывает государство внимательнее отнестись к финансированию науки в России».
По словам академика, все конституции, принятые в мире в 1990-х, уже подверглись изменениям. И не единожды. Коснулись они и конституций старых европейских демократий. Основной закон Швейцарии 1999 года правился уже 10 раз. В Конституции Бельгии, принятой в нулевых, поправили уже половину статей. В Конституции ФРГ — более 100 статей.
— Так что в этой части мы находимся в мировом тренде, — сказала директор Института законодательства и сравнительного правоведения, добавив, что средняя продолжительность жизни Конституции в мире — 17 лет. «Сейчас мы созрели к настройке нашей Конституции на новые вызовы», — подчеркнула Талия Ярулловна.
Она также подробно расписала все и на заседании Президиума РАН, рассказав о том, что «как только открылось окно возможностей по дополнению поправок, которые внес президент страны, РАН подключилась к этому процессу», а она предложила главе Академии наук Александру Сергееву «дать собственные поправки, и это удалось». Текст юридических поправок подготовила Т.Хабриева лично, внесла его на рассмотрение тематической группы, а затем и рабочей.
По словам заместителя президента РАН, с учетом поправок, подготовленных ко второму чтению, можно прогнозировать принятие порядка семи законов о внесении изменений в федеральные конституционные законы и 77 федеральных законов, в том числе ФЗ «О науке и государственной научно-технической политике», «О Российской академии наук, реорганизации государственных академий наук и внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ», «Об инновационных научно-технологических центрах и о внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ» и др.
— Мы гордимся тем, что Талия Ярулловна вошла в состав рабочей группы в качестве сопредседателя. Это большая честь для РАН, — отметил А.Сергеев. — Очень важно, что поправки в Конституции должны привести к изменению отраслевого законодательства. Нам необходимо идти дальше. После изменений в Конституции мы должны получить добро на то, чтобы менялся закон о РАН. Попрошу коллег направлять свои дальнейшие предложения в рабочую группу. Если они не войдут в текст Конституции, то обязательно отразятся в законах. Мы хотим, чтобы академия обрела новую или ту правовую форму функционирования, которая была раньше (организационно-правовая форма «Государственная академия наук»). Прошу проникнуться важностью момента и делать предложения до 2 марта. Это — последний срок по внесению поправок, — подчеркнул А.Сергеев.
Какие из поступивших предложений лучше перенести в отраслевые федеральные законы, рабочая группа обсуждала на следующий день.

Андрей СУББОТИН

Нет комментариев