Помотало мамонта

Химический анализ бивня древнего животного позволил отследить его перемещения на протяжении всей жизни. Об этом пишет Nature News.

Реконструкция географических передвижений Mammuthus primigenius показала, что около 17 000 лет назад этот мамонт прошел территорию нынешней Аляски вдоль и поперек, а преодоленное им расстояние эквивалентно почти двум длинам экватора, то есть пути, который прошел бы мамонт, обогнув Землю дважды. Ученые строят догадки о том, как новые данные могут помочь в понимании причин вымирания мамонтов.
Несмотря на то что уже имеется немало сведений о рационе, генетике и среде обитания шерстистых мамонтов, индивидуальные истории этих животных немногочисленны. «Мы не можем вернуться в прошлое и наблюдать за ними, как современные экологи, но мы можем использовать химию, чтобы высветить отдельные аспекты жизни мамонтов», — сказала в комментарии Nature News палеонтолог из Государственного университета Восточного Теннесси (East Tennessee State University) Крис Видга (Chris Widga). Каждое место на Земле имеет свои химические особенности, обусловленные его геологией. Соотношение разнообразных изотопов элементов, таких как стронций и кислород, в горной породе и в воде создает уникальный профиль, характерный для местности и остающийся неизменным тысячелетиями, и он представлен в почве и растениях. Мамонты, пасущиеся на арктических равнинах, включили эти изотопные сигнатуры в свои постоянно растущие бивни, создав, таким образом, чуть ли не ежедневный «дневник» собственных перемещений.
До сих пор никто не анализировал химические следы окружающей среды по всей длине бивней, которая отражает весь жизненный путь мамонта. Результаты исследования, которым руководили палеоэколог Мэтью Вуллер (Matthew Wooller) из Университета Аляски в Фэрбенксе (University of Alaska Fairbanks) и геолог Клемент Батай (Clement Bataille) из Университета Оттавы (University of Ottawa) в Канаде, опубликовано в журнале Science, и оно высвечивает жизнь и смерть одного шерстистого мамонта в последнем ледниковом периоде.
Для исследования ученые расщепили бивень длиной 1 м 70 см, принадлежавший 28-летнему самцу шерстистого мамонта, жившему 17 100 лет назад. Основание бивня соответствует моменту смерти животного, а кончик — началу его жизни, «все что между — это продолжительность жизни», поясняет Вуллер. 340 000 проб для химического анализа отобрали с использованием лазера по всей длине бивня. Полученные изотопные профили наложили на геологическую карту Аляски и северо-запада Канады и с помощью компьютерного алгоритма прочертили наиболее вероятные пути, пройденные мамонтом, отследив их от места, где были найдены его останки.