Плоды ответвления

Новые полимеры оказались хорошими антисептиками

Полимерные антисептики, созданные учеными Центра прогрессивных материалов и аддитивных технологий (Центра ПМиАТ) Кабардино-Балкарского государственного университета им. Х.М.Бербекова (КБГУ), обеспечивают длительную защиту различных поверхностей от болезнетворных микроорганизмов, а также грибков. Сегодня эксперимент, подтверждающий это, ставит сама жизнь. В рамках борьбы с коронавирусной пандемией сотрудники центра провели санобработку родного вуза полученными полимерами.
С помощью обычной малярной кисти вещество наносится на ручки дверей, окон, турникеты, поручни, кнопки лифтов и т. п. В течение 3-5 минут раствор высыхает, образуя тонкую защитную пленку, которая держится довольно долго. Технология производства полимерных антисептиков уже запатентована. К исследованиям уровней их воздействия на патогенные биологические агенты подключились ученые кафедры микробиологии, вирусологии и иммунологии медицинского факультета КБГУ.
Появление полимерных антисептиков — плод одного из ответвлений более масштабного проекта Фонда перспективных исследований (ФПИ) и Минобр­науки по созданию суперконструкционных полимеров нового поколения, а также технологии их трехмерной печати. Реализации этого проекта была посвящена статья «Полимерный прорыв» («Поиск» №6, 2019 год). В ходе ее подготовки руководитель Центра прогрессивных материалов и аддитивных технологий КБГУ (ныне — проректор по научно-исследовательской работе), доктор химических наук, профессор Светлана Хаширова во время встречи с корреспондентом «Поиска» вскользь упомянула о том, что попутно начало развиваться очень перспективное направление — медицинское.
Первые результаты сотрудники Центра ПМиАТ получили в области персонализированных имплантатов.
— К примеру, у пациента травма черепа, — рассказывает старший научный сотрудник центра, кандидат технических наук Азамат Хаширов. — Очень сложно установить на поврежденное место титановую сетку, как это сейчас практикуется. Мы научились моделировать имплантаты, ее заменяющие. Рассчитываем геометрические пропорции поврежденного участка на основе аналогичного на здоровой части черепа. Затем с помощью 3D-печати из новых суперконструкционных полимеров получаем имплантат, способный успешно замещать поврежденные участки.
Благодаря ученым к сегодняшнему дню помощь получили более десяти пациентов. Университет ведет активную работу по сертификации полимерных имплантатов.
— Центр прогрессивных материалов и аддитивных технологий занимается исследованиями в очень сложной научной области, — говорит ректор КБГУ профессор Юрий Альтудов. — Создание этого центра связано с новым пониманием миссии классического университета как драйвера развития. Тут требуются и хорошая профессиональная подготовка, и уверенность, и настроенность всего коллектива на результат.
Закономерно, что, научившись управлять свойствами полимеров на молекулярном уровне, исследователи резко расширили сферу их применения.
— Полимеры могут содержать в себе различные соединения,  например, аммониевой группы — объясняет С.Хаширова. — Четвертичные аммониевые соединения — известные дезинфектанты, но в виде мономеров они токсичны. Поэтому нам сначала надо было получить новые мономеры, а затем и полимеры, безвредные для человека, но губительные для патогенных микроорганизмов, вирусов, грибов. После завершения карантина планируем подключить к работе коллег из крупных медицинских научных центров, чтобы более детально изучить антсептические возможности новых полимерных метариалов,  получить новые, чтобы их производство было организовано уже в более широком масштабе.

Станислав ФИОЛЕТОВ