Планета нематод

Круглых червей на Земле в 57 миллиардов раз больше, чем людей

Недавно в журнале Nature был опубликован первый глобальный анализ распределения почвенных нематод на планете. Среди авторов публикации — научный сотрудник группы экологии наземных и почвенных беспозвоночных отдела экологии животных Института биологии ФИЦ «Коми Научный центр УрО РАН», кандидат биологических наук Алексей КУДРИН. Вот что он рассказал «Поиску» о масштабном проекте, инициированном в одной из лабораторий Швейцарского федерального технологического института под руководством известного британского ученого Томаса Кроутера, в котором приняли участие около 70 специалистов из 25 стран мира.
— Что за существа нематоды?
— Нематоды — это круглые черви. На сегодняшний день описаны более 24 тысяч видов нематод, но предполагается, что их около миллиона. Среди них есть паразитирующие в организмах растений, животных и человека, а есть свободноживущие, обитающие в почве, пресных водах и море. Нематоды распространены по всему миру, они отличаются большой устойчивостью к неблагоприятным условиям среды и встречаются даже в Антарктиде.
Мы изучаем почвенных нематод. Эти мелкие существа длиной несколько миллиметров — одни из самых многочисленных животных на Земле. Они играют важную роль во многих процессах, протекающих в почве, особенно в трансформации органического вещества. Питаясь почвенной микробиотой (бактериями, грибами), нематоды выделяют большое количество питательных веществ, увеличивая доступную для них форму азота в почве на 20%.
Однако до недавних пор ученые не имели общего представления о том, как распределены нематоды на нашей планете.
— К каким выводам привело исследование,результаты  которого опубликованы в Nature?

— Участники проекта проанализировали более 6500 образцов со всех континентов. Исследование дает представление о распределении почвенных нематод на земном шаре. Оказалось, что в большей степени они распространены в высоких широтах: 38,7% — в бореальных лесах и тундре Северной Америки, Скандинавии и России, 24,5% — в умеренных регионах и только 20,5% — в тропиках и субтропиках. Кроме того, мы подсчитали, что численность почвенных нематод на Земле намного выше, чем предполагалось ранее, и составляет примерно 57 миллиардов на каждого человека. Их общая биомасса — около 300 миллионов тонн, это примерно 80% от общей массы населения Земли.

Беседовала Елена ПОНИЗОВКИНА