Перетопчемся?

Бюджет науки на трехлетку предвещает стагнацию

Бюджет не способствует достижению целей, поставленных президентом и правительством. Такой вердикт вынесли члены Комитета Госдумы РФ по образованию и науке в отношении внесенного кабмином проекта закона о федеральном бюджете на 2020 год и плановый период 2021-2022 годов.
На своем очередном заседании депутаты обсудили подготовленное экспертами комитета заключение по проекту бюджета и помучили вопросами представителей Минфина, Счетной палаты, Министерства науки и высшего образования, Министерства просвещения. А в итоге рекомендовали Госдуме принять бюджет в первом чтении, пообещав представить ко второму «очень много поправок».
Каким же будет научный бюджет на трехлетку?
Как сообщила членам комитета глава департамента Минфина Светлана Гашкина, ассигнования на научные исследования и разработки составят в 2020 году 505,6 млрд рублей, в 2021-м — 518,8 млрд , в 2022 — 540,6 млрд. Из них на фундаментальные исследования пойдет 192 млрд, 217,6 млрд и 252,2 млрд соответственно. Как видно, предполагается увеличение (в том числе по сравнению с нынешним годом, в котором объем финансирования составляет 186,5 млрд рублей), но темпы роста сравнимы с ожидаемым уровнем инфляции.
Между тем в законе о бюджете, принятом в 2018 году, говорилось, что финансирование фундаментальных исследований в 2020-м составит 200,4 млрд рублей. А Российская академия наук рекомендовала власти в будущем году довести финансирование науки до 341,8 млрд. Почувствуйте разницу: планируемые 192 и 341,8!
При этом расходы федерального бюджета на прикладные исследования гражданского назначения в ближайшие годы будут падать: с 313,6 млрд рублей в 2020 году до 301,2 млрд в 2021-м и 266,6 млрд в 2022-м.
По словам заместителя председателя комитета академика Геннадия Онищенко, законодателей не радуют и показатели финансирования национального проекта «Наука». Они будут увеличиваться, но, по оценкам экспертов, «на фоне индифферентности предпринимательского сектора к науке» запланированных объемов недостаточно, чтобы обеспечить выполнение показателей, определенных майским указом Президента РФ от 7 мая 2018 года №204 «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года».
— Так нам в пятерку передовых стран не войти, будем топтаться на месте, — заявил Г.Онищенко.
Однако представительница Минфина лучилась оптимизмом, доказывая, что все идет по плану, то есть в соответствии со Стратегией научно-технологического развития РФ, в которой предусмотрено поэтапное доведение внутренних затрат на науку из всех источников до уровня не менее 2% ВВП к 2035 году.
— Получается, что достижение целей прошлого майского указа (№599 от 7 мая 2012 года. — Прим. ред.) отложено? — изумился Г.Онищенко. — Планировалось достичь 1,77% ВВП еще к 2015 году, а у нас даже сейчас 1,1%, и это считается нормальным!
Масла в огонь подлил депутат Олег Смолин.
— Я так понял, что указ президента №599, который ориентировал на 2015 год, обещают исполнить к 2035-му. Понятная схема — к тому времени или осел помрет, или визирь, или Ходжа, а может, и все трое, — прокомментировал он.
Как все эти годы будет жить наука при таком нищенском финансировании, поинтересовался Г.Онищенко у представительницы Минфина?
— Мы считаем, что довести долю науки в ВВП до 1,77% нужно в ближайшее время, и уже от этого уровня должно идти постепенное наращивание до 2%, — заявил академик. — Новелла Минфина о том, что произошла корректировка указа №599 новым указом №204, вызывает вопросы. Существуют определенные процедуры отмены и корректировки указов, и они не были проведены.
С.Гашкина с замечанием про нищенское положение науки не согласилась. Она выразила уверенность, что ученые и на предложенных условиях справятся с поставленными главой государства задачами. Ее поддержал первый заместитель министра науки и высшего образования Григорий Трубников. Он по обыкновению напомнил про «перевернутую пирамиду»: российская наука на 70% обеспечивается из бюджета, и только 30% приходятся на бизнес, а во всем мире картина обратная.
Г.Трубников заверил, что министерство активно работает над созданием механизмов для привлечения предпринимательского сектора к финансированию исследований. Он отметил, что «сущности», которые появляются в рамках нацпроекта «Наука» (такие, как технологические долины и Национальная технологическая инициатива), должны переломить ситуацию, и выразил уверенность, что уже в ближайшие годы будет достигнуто соотношение 60:40.
— Денег на науку никогда не хватает, — резюмировал первый замминистра. — Но тот проект бюджета, который мы вместе с Минфином сегодня представляем, хорошо сбалансирован. Рост на 5-6% по сравнению с прошлым годом, да еще и дополнительные средства в рамках нацпроекта «Наука» — все это обеспечивает движение в нужном направлении в рамках имеющихся бюджетных возможностей.
Большого беспокойства по поводу возможного «топтания на месте» не выразил и коллега Г.Трубникова заместитель министра просвещения Андрей Николаев. Хотя к нему вопросов было значительно больше. Депутаты возмущались, в частности, тем, что при намеченном на 2020 год увеличении расходов на образование на 5,7% при общем росте расходов бюджета на 6,6% в ближайшие годы явно не удастся решить задачу по ликвидации второй и третьей смен в школе, реализовать проекты «Земский учитель» и «Российская электронная школа».
Член комитета Сергей Боженов выразил удивление, что представители министерств довольны бюджетом, который не способствует развитию подведомственных сфер и организаций. И Г.Онищенко открыл ему «страшную тайну» бюджетного процесса, которой он владеет «как выходец из этой стаи». По его словам, чиновники министерств, конечно, не в восторге от планов на трехлетку, но никогда в этом не признаются, поскольку проект внесен правительством, членами которого являются все министры.
Завершая рассмотрение вопроса, Г.Онищенко заявил, что в ходе второго чтения закона комитет будет настаивать на увеличении «зарезанных», по мнению депутатов и экспертов, статей.
Примерно в то же время провел свои «слушания по бюджету» Профсоюз работников РАН. В опубликованных на сайте организации документах, принятых на заседании президиума Центрального совета профсоюза, говорится о том, что планируемое финансирование науки является «бюджетом стагнации».
«Единственная возможность обеспечить научно-технологическую конкурентоспособность России — реализация рекомендаций РАН по увеличению бюджетного финансирования фундаментальной науки до 0,3-0,35 % ВВП в ближайшие годы», — говорится в документе. Профсоюз направил свое заключение по научному бюджету в профильные комитеты Госдумы.

Надежда ВОЛЧКОВА

Нет комментариев