Перекосы роста - Поиск - новости науки и техники
Поиск - новости науки и техники

Перекосы роста

Образовательные стартапы обходят высшую школу

Рынок образовательных технологий EduNet в России только начинает развиваться, однако, как считают эксперты, существуют предпосылки для его роста. Как, впрочем, и барьеры. В последнее время этой теме уделялось внимание на многих крупных общероссийских мероприятиях. Например, на конференции EdCrunch в Санкт-Петербурге ей был посвящен отдельный трек, состоявший из двух сессий. На одной молодые предприниматели представляли свои технологические проекты в области образования жюри, в составе которого были представители инвесторов, тематических фондов, институтов развития, городской администрации. Наградой победителям стало включение в первую программу инкубатора EduNet.
На второй сессии обсуждали, как добиться того, чтобы разработка новых образовательных технологий стала актуальной задачей для университетов и корпораций.
Свое название рынок EduNet получил по аналогии с рынками НТИ. Напомним, в мае 2015 года по итогам стратегической сессии «Форсайт-флот» были определены десять таких рынков: AeroNet, NeuroNet, HealthNet и другие. Основной критерий выбора областей – возможность создать в России отрасли нового технологического уклада, значимые с точки зрения обеспечения национальной безопасности и высокого уровня жизни граждан. Ожидается, что через 15-20 лет именно в этих областях сформируются новые глобальные рынки, которые будут иметь сетевую природу и ориентироваться на потребности людей как конечных потребителей. Иными словами, в нашей стране есть условия для достижения конкурентных преимуществ и занятия значимой доли рынка, но на текущий момент самого рынка либо нет, либо на нем отсутствуют общепринятые, устоявшиеся стандарты.
«Основной предпосылкой к стремительному росту объема EduNet – рынка образовательных технологий – можно назвать стремление и университетов, и корпораций к качественному изменению подходов к внедрению практик с применением инновационных технологий», – заявил Олег Подольский, координатор Центра компетенций по направлению «Кадры для цифровой экономики» университета НТИ 20.35. Он напомнил, что дистанционное, мультимедийное обучение и другие новые форматы передачи знаний опираются на технологии, возникшие вне образования. Однако сами по себе информационные технологии образовательных задач не решают. По словам эксперта, существует риск перекоса таких проектов в сторону либо цифровизации, либо коммерциализации. В «культивировании необходимой психолого-педагогической почвы» для роста EduNet важная роль отводится университетам. В большом дефиците методисты, и появление в вузах программ, совмещающих обучение предпринимательским навыкам и психолого-педагогическим компетенциям в интересах развития стартапов, было бы очень своевременным.
«Необходимо, чтобы университеты становились поставщиками сильных команд, которые будут выращивать стартапы», – заявил Александр Остроухов, директор корпоративного центра Университета ИТМО. «Задача университета – создать такие условия подготовки, чтобы каждый студент мог попробовать себя в любой роли внутри стартапа», – поддержал коллегу Михаил Пучков, проректор по инновационной деятельности и информационным технологиям РПГУ им. А.И.Герцена, в стенах которого проходила эта дискуссия. Однако пока что картина другая, возра­зила представителям вузов Наталья Царевская, генеральный директор «ED2 EdTech Акселератор», основатель и организатор федерального конкурса-акселератора БИТ (Бизнес инновационных технологий). Согласно приведенным ею данным, по результатам прошлого года среди 35 крупнейших EdTech-компаний, заработавших порядка 10 миллиардов рублей (а рынок EdTeh сейчас колеблется, по разным оценкам, от 30 до 53 миллиардов рублей), нет ни одной компании, выросшей внутри вуза либо производящей целенаправленно софт, методологию, что-то еще для высшей школы. «Мы пропускаем через себя ежегодно больше тысячи проектов, команды двухсот проектов обучаем онлайн. За прошлый год только два из них были ориентированы на работу с вузами, все остальные – на детское и взрослое дополнительное образование», – заметила Н.Царевская. А.Остроухов объяснил это тем, что, во-первых, EdTech-рынок пока находится «в зачаточном состоянии», а во-вторых, ему сложно работать с государством. Вузу государство дает задание (и деньги) на образование и науку и не дает на внеуставные цели. Чтобы вложить средства в развитие стартапов, университету надо сначала их заработать, например, на дополнительном образовании. Есть и проблемы со встраиванием новых курсов и технологий в уже утвержденные образовательные программы. «Нужно обсуждать, как из точки «А», где мы находимся сейчас, дойти до некоторой желаемой точки «Б», контуры которой нам еще не до конца понятны», – заметил А.Остроухов.
На поддержку образовательных инициатив, еще не получивших никакого институционального или бизнес-оформления, направлен конкурс инноваций в образовании (КИвО), который проводится с 2014 года Институтом образования НИУ ВШЭ и «Рыбаков Фондом» при поддержке АСИ. Как рассказала Анастасия Андреева, стажер-исследователь Лаборатории инноваций в образовании (ЛИвО) НИУ ВШЭ, на него в этом году поступила 601 заявка. Больше всего проектов было предложено по номинациям «Применение цифровых технологий для трансформации образования», «Содействие в выборе образовательных и профессиональных траекторий, социализация молодежи» и «Развития soft skills и компетенций XXI века у обучающихся». Самые популярные ниши – школа (средняя и старшая), дополнительное образование и воспитание, игровые и интерактивные технологии. «Сегодня образованием занимаются не только традиционные игроки – школы, университеты, – отметила А.Андреева. – В России наблюдается бурный рост образовательных стартапов и частных инициатив. Такие проекты дополняют и обогащают систему формального образования, способствуя разрешению глобальных и локальных вызовов и предлагая свежие решения». Награждение победителей прошло недавно в рамках форума «Открытые инновации» в Москве. Десять партнеров конкурса предложили командам-финалистам специальные призы. Анализ результатов состязания, в частности, выявил, в чем больше всего нуждаются команды проектов: это помощь в продвижении, экспертиза и коммерческие инвестиции.
В начале ноября государственную поддержку EdTech-стартапов и меры по развитию EduNet обсуждали на «Баркемпе» – образовательной бизнес-конференции в Санкт-Петербурге «Национальная технологическая революция 20.35». О.Подольский рассказал, что в рамках федерального проекта запущен новый венчурный фонд для поддержки технологичных образовательных проектов. «Важно проверить несколько гипотез, как будет разворачиваться EduNet, – заметил эксперт. – Нам предстоит выяснить, как организовать поддержку этого рынка в части сервисов, которые помогли бы стартапам, бизнесу и власти эффективно решать задачи глобальной образовательной повестки». Выступающие говорили о том, что могло бы ускорить выход российских образовательных сервисов и проектов на международный рынок. Среди прозвучавших предложений – господдержка при привлечении зарубежных заказчиков, доступ к дешевому заемному финансированию, снятие экспортных барьеров, диверсификация образовательных продуктов и усиление междисциплинарного подхода при их разработке.

Наталия БУЛГАКОВА

Нет комментариев

Загрузка...
Новости СМИ2