Наука побеждать

Сибиряки отметили 75-летие капитуляции Японии

И.В.Титков. Новосибирск. Возвращение с победой.

Совсем недавно Новосибирску официально присвоено звание «Город трудовой доблести». За этими словами стоят 1418 дней и ночей, в течение которых новосибирцы обеспечивали фронт боеприпасами, орудиями, техникой, амуницией. В этот сибирский город были эвакуированы не только заводы, но и десятки научных институтов. В 1942 году по примеру Томска в Новосибирске был создан комитет ученых по оказанию помощи оборонной промышленности. Его председателем стал знаменитый академик Сергей Чаплыгин.
— Вклад участников комитета во внедрение фундаментальных разработок на оборонные предприятия был настолько велик, что в октябре 1943-го правительство приняло решение организовать в Новосибирске Западно-Сибирский филиал Академии наук СССР, который впоследствии вырос в крупный академический центр — Сибирское отделение, — подчеркнула заместитель губернатора Новосибирской области Ирина Мануйлова, открывая дистанционную конференцию «Великая Отечественная война. Победа и наука», приуроченную к 75-летию капитуляции Японии.
Первым с обобщающим докладом «Сибирские ученые и их вклад в победу советского народа в Великой Отечественной войне» выступил академик Вячеслав Молодин, советник директора Института археологии и этнографии СО РАН. Он подробно рассказал о том, как в самый разгар войны был создан Западно-Сибирский филиал АН СССР, председателем которого стал академик Александр Скочинский. Одной из главных задач институтов Сибирского филиала было скорейшее использование природных ресурсов Урала и Сибири в интересах обороны, поскольку многие источники сырья оказались на оккупированной территории. И томские профессора Юрий Кузнецов и Валерий Кузнецов, изучая полиметаллические месторождения Рудного Алтая, открыли новое, которое немедленно было введено в эксплуатацию.
Их однофамилец, тоже томич, Владимир Кузнецов осуществил серию экспериментов по изучению процесса бронебойности, за что получил Сталинскую премию. А затем развернул исследования по обработке металла резанием. Физический подход к вопросам резания металлов получил в мировой науке название «Томское направление».
Вспомнил академик Молодин и ученых, воевавших на фронте. Так, знаменитый генетик, автор всемирно известного эксперимента по одомашниванию лисиц Дмитрий Беляев командовал оперативной разведкой, а будущий основатель Института ядерной физики и блестящий физик Герш Будкер сделал на фронте свое первое изобретение — усовершенствовал систему управления зенитным огнем.
Известный сибирский геолог академик Алексей Конторович рассказывал не о достижениях сибиряков в целом, а о работах тех, с кем его сталкивала жизнь: уже упомянутого Владимира Кузнецова, члена-корреспондента АН СССР Николая Чинакала и, конечно же, своего учителя академика Андрея Трофимука. О «щите Чинакала», позволившем в четыре раза увеличить добычу угля на шахтах Кузбасса, и об открытии башкирской нефти А.Трофимуком «Поиск» уже писал (см. №18 от 01. 05. 2020 года, статья «Щит и нефть»).
Интересные детали добавил в рассказ о военных работах одного из отцов-основателей Сибирского отделения — академика С.Христиановича — следующий докладчик — академик Василий Фомин. Непросто приходилось ученым в военное время. Первые испытания знаменитых «Катюш» под Москвой окончились неудачей — от залпов разбегались и немецкие, и советские солдаты, снаряды падали врассыпную, расход боеприпасов был огромен. Но гвардейские реактивные минометы уже производились — менять их конструкцию было нельзя. Тогда И.Сталин лично вызвал из ЦАГИ группу С.Христиановича и велел в недельный срок увеличить точность попадания снарядов — без существенных изменений самих «Катюш». «Только святой водой побрызгать», — буркнул себе под нос будущий основатель Сибирского отделения, но с задачей справился, слегка доработав не орудие, а снаряд, за что получил Сталинскую премию.
Взрывчатые вещества большой силы, топливо для реактивных снарядов «Катюш», высокооктановые бензины, каучук, легирующие материалы для изготовления броневой стали и легкие сплавы для авиационной техники, лекарственные препараты, строительные материалы — все это разработали для воюющей страны химики-органики и химики-технологи. Директор Новосибирского института органической химии (НИОХ СО РАН) Елена Багрянская уделила в докладе особое внимание трудам основателя НИОХ СО РАН, лауреата Государственной премии академика Николая Ворожцова; первого директора Института химической кинетики и горения (ИХКиГ) члена-корреспондента АН СССР Александра Ковальского; одного из организаторов ИХКиГ академика Владислава Воеводского.
О вкладе сотрудников Института катализа СО АН СССР в Победу над фашизмом рассказал кандидат химических наук Юрий Дубинин. Академика Георгия Борескова, в 1950-х основавшего институт, называли отцом отечественной сернокислотной промышленности — он создал новые барий-алюмованадиевые катализаторы. В составе бригады Г.Борескова запускала сернокислотный аппарат в Красноуральске в 1941 году и будущий организатор первой в стране лаборатории приготовления катализаторов  профессор Вера Дзисько. Аппарат, работающий на катализаторах, позволил красноуральскому заводу обеспечить серной кислотой оборонные предприятия Урала и Сибири.
Подготовились к конференции и историки. Профессор Владимир Шишкин поделился новыми данными, полученными из рассекреченных архивов. Осенью 1941 года ситуация на советско-германском фронте для Красной Армии была настолько критической, что советское руководство не исключало захват Москвы. Об этом свидетельствуют специальные мероприятия НКВД СССР. В частности, в одном из документов из архива И.Сталина удалось обнаружить сведения о том, что в августе 1941 года по предложению НКВД в Москве была организована боевая диверсионная группа в составе 11 человек под руководством Петра Никифорова. В ее задачу входило остаться в столице в случае, если ее захватят, и оказывать фашистам подпольное сопротивление. В мае 1942 года шесть членов группы во главе с П.Никифоровым получили новое особое задание, как раз имеющее отношение к празднуемой победе над Японией. Им предстояло подготовить на Дальнем Востоке партизанское движение «на случай выступления соседней державы против СССР». Группа создала в труднодоступной таежной местности почти две сотни продовольственных баз и сформировала около четырех сотен партизанских отрядов.
Научный сотрудник Музея Новосибирска Константин Голодяев рассказал о том, какой след оставило празднование 9 мая 1945 года в коллективной памяти жителей города. А завершивший конференцию председатель Совета старейшин СО РАН академик Николай Добрецов привнес в эти воспоминания личную нотку, поделившись впечатлениями о Дне Победы, который он мальчишкой встретил в Алма-Ате.
Директор Института истории СО РАН Вадим Рынков предложил сделать конференцию ежегодной, а по результатам нынешней подготовить коллективную монографию.

Ольга Колесова 

Нет комментариев